Для того, чтобы получить пользу от супервизорских групп важно сориентироваться – «А как вообще я как гештальт-терапевт могу использовать для себя пространство группы и супервизора?»
В нашей культуре основной инструмент воспитания – это стыжение. Поэтому развитие, в том числе и профессиональное, ассоциируется с болью, унижением, насилием и самонасилием.
Это привычная ситуация, которая у многих распознается как обычное, знакомое дело. Такие интроекты приводят к тому, что есть ожидания и фантазии, что супервизор «должен» оценить, где-то и принизить и тогда это будет «хорошая» качественная супервизия, в отличие от ванильной поддерживающей ерунды.
Однако, исследования процесса научения, говорят нам о том, что человек развивается только через интерес и удовольствие. Критика только тогда становится источником роста, когда у вас достаточно поддержки.
Бывает частный случай научения через выживание, но как правило это завершается истощением.
Если вам нравится то, чем вы занимаетесь, то развитие происходит автоматически. Что вам интересно в вашей профессии? Что вам интересно про клиента? Что вам интересно про вас с клиентом? Вы не можете не развиваться, если вы действуете в зоне своего интереса.
И супервизия поэтому идёт от вашего интереса – что вам хочется исследовать про себя, про работу с клиентом, какие есть сложные места?
Итак, какие существуют форматы работы на супервизорской группе:
- Супервизия на заочный клиентский случай. Как происходит? Супервизант рассказывает супервизору или группе о своей работе с клиентом, о сложностях, затруднениях. Не обязательно приносить стенограммы сессий, достаточно рассказа. И далее происходит сессия с супервизором. Я делаю ещё круг эмоциональных, а потом и профессиональных откликов. Таким образом, появляется объемное видение ситуации с клиентом.
- Супервизия на очную сессию в группе. Выходят клиент и терапевт из участников группы. Идет индивидуальная сессия. По желанию терапевта, супервизия может быть включенной. Если во время сессии терапевт испытывает затруднение, то он может обратиться к супервизору за помощью. После сессии – супервизия и отклики участников группы. В живой работе в центре можно замечать свои ошибки, пробовать делать что-то иначе, и получать новый опыт. Например, вы боитесь агрессии клиента, и на группе пробуете встретится с агрессией, поближе рассмотреть свои реакции, и самое ценное – получить обратную связь клиента.
- Групповая супервизия. В супервизии принимают участие все участники группы.
- Супервизия практики: кто я, откуда пришел, какие ценности привели в профессию, как они изменились, и что сейчас я хочу от практики и жизни? Как правило, в начале в гештальт-терапию, мы приходим со своими проблемами, в процессе их решения, видим продуктивность метода и решаем освоить новую профессию. Однако, неизбежны разочарования, кризисы, то, что в начале казалось простым, оказывается сложным, мы меняемся и обнаруживаем, что первичный мотив, который привел в профессию, уже не работает – мы изменились, представления о профессии изменились, и рождается что-то новое, какие-то новые смыслы. Это естественный процесс, но он не всегда проходит в удовольствии, и когда рушатся старые представления, может быть и больно, и возникает растерянность, и в этот момент лучше быть с коллегами, с людьми, которые «плывут в той же лодке».
- Мини лекция и групповое обсуждение, интересных для группы тем. Такой формат наиболее актуален для начинающих гештальт-терапевтов. В начале практики много вопросов, сомнений: как проводить первую встречу? Что такое сеттинг? За что отвечает терапевт, клиент? Как проявляться и привлекать клиентов? И многое другое.
- Презентация новых проектов, мастерских и получение обратной связи и эмоционального отклика от группы
Возможны и другие форматы работы, которые будут способствовать развитию участников и не разрушат группу, я открыта ко всему новому.
Приглашаю в свои супервизорские группы очно в Москве и онлайн. Коллеги, какие ещё форматы были бы вам интересны или вы практикуете в своих группах?
Автор: Пушкарёва Софья Сергеевна
Психолог, Супервизор, Гештальттерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru