Найти тему
Labyrinth & Spiders

"Мальчик и Птица" Хаяо Миядзаки

Вчера посмотрели «Мальчика и птицу» - последний мультфильм Миядзаки (видимо, во всех смыслах, учитывая, что мастер рисовал его 7 лет).

Сильный и сложный мультфильм, и чтобы считать все смыслы, а не только базовые (антивоенный, проживание утраты, завещание Миядзаки своим потомкам, разрушение миров – той сказки, которая должна быть пересобрана), надо пересматривать и пересматривать, вглядываясь в кадры.

Каждый кадр – шедевр.

Страшный мульт. И дело даже не только в той обычной миядзаковской хтони, которая пролезает всегда в полотно и реальность картинки, но и по факту, редко, когда я оказываюсь настолько нахлобученной к финалу.

Сказала бы я, что это депрессивный мульт – но, нет, он не такой. Но это, определенно картина-деструкция, которая разрушается не только сама в себе, но и каждый зритель неизбежно получит внутри себя пачку осколков. А вот, что это будут за осколки - очень индивидуально.

Но здорово выбесил меня этот мульт в другом моменте.

Миядзаки – известный пацифист. Думала я до этого.

Мультфильм начинается с того, что у мальчика в огне гибнет мама (бомбардировки Токио во время Второй мировой). И очень значимая часть смыслов посвящена тому, что мальчик эту утрату должен пережить, утоптать и жить дальше. Должен принять потерю, как принять и то, что жизнь продолжается (папа мальчика женится на тёте мальчика – младшей сестре его мамы. Тётя на момент нашего знакомства будет беременной и это тоже будет значимым).

Т.е. ужасы войны в рамках отдельно взятой семьи и жизнь отдельно взятого мальчика показываются отлично.

Но!

Папа мальчика – не просто папа. А владелец завода по производству авиационных боеприпасов. И вот у папы этого в фильме всё не просто хорошо, а превосходно. В начале фильма – он увлеченный милитарист, уважаемый и состоятельный. Да, погибла жена, но у него теперь новая – «моложе и красивше», будет ещё один сын. Всю войну он катается как сыр в масле. После войны у него тоже всё хорошо – он с семьёй возвращается в Токио, лощёный и состоятельный.

Видимо, чтобы закрепить «антивоенный» посыл, не иначе, Миядзаки вставляет в мультфильм (а он никогда не вставляет ничего просто так, ибо каждый кадр долго и кропотливо вырисовывается), целую тему «посмотри, как это красиво»: когда папа показывается мальчику какие-то то ли кабины для военных самолётов, то ли ещё что. И да, они стоят и вдвоём восхищаются. Красиво. Это, и правда, были очень красивые кадры. Не знаю, как у японцев, которые нынче вовсю милитаризируются и старательно идут по пути своих предков, но только вот послевкусие осталось мерзейшим.

- Смотри, Машка, вот эти милые люди, какими бы милыми они не были – военные преступники. Они творили страшные вещи, они убивали нас, они бесчинствовали в Корее и Китае. Машка, они были врагами.

Это странное ощущение. Когда вот так вот в мультиках смещаются акценты. И всё это проталкивается на «антивоенных» щах.

А мультфильм получился той ещё эпитафией. Миядзаки вместе со своим миром разрушил и свою «антивоенную» позицию. Как говорится, «не всё так однозначно».