Найти тему
Авиатехник

Какие ошибки экипажа стали фатальными для рейса из Краснодара? Подробности катастрофы Ан-2 в мае 1989 года

5 мая 1989 года экипаж самолета Ан-2 (СССР-09679), принадлежащего 3 летному отряду Уфимского ОАО, прибыл в аэропорт Краснодар (Энем) из Стерлитамака. На этот день был запланирован заказной рейс по маршруту Краснодар - Волгоград - Уральск - Стерлитамак для доставки пчел. Представители колхоза «Стерля» из Башкирии уже находились в аэропорту и подготовили грузы: к самолету было доставлено 150 ящиков с пчелопакетами, приобретенными в обществе пчеловодов в Белореченске. Однако при загрузке груза были допущены серьезные нарушения.

Согласно инструкции МГА №66/И-86, взвешивание груза не было организовано, и начальнику аэропорта не был представлен список пассажиров или справка о массе груза. Командир воздушного судна (КВС), начав загрузку, полагался на информацию одного из представителей заказчика о весе 10 ящиков, который составил 50 кг, что дало ему основание считать, что каждый ящик весит 5 кг. В итоге он определил взлетный вес в 5250 кг и центровку 30,2% САХ, что находилось в допустимых пределах.

Однако в процессе загрузки выяснилось, что 12 ящиков не помещаются в грузовом отсеке. КВС решил разместить их за 15-м шпангоутом, не смотря на то, что это строго запрещено. Реальный вес одного пакета оказался около 9,5 кг, и в итоге масса груза превысила допустимую норму на 831 кг. При этом центровка составила 40,8% САХ, что значительно превышало предельно допустимые значения. Также экипаж не обеспечил места для двух служебных пассажиров с привязными ремнями, что также противоречило правилам.

Заказывайте товары на Яндекс Маркете с быстрой и удобной доставкой! Используйте промокод AV-AF и получите скидку 2000 рублей при покупке от 10000 руб. на первый заказ! Не упустите возможность, акция действует до 30 сентября 2024 года! Узнать подробнее:
Яндекс Маркет — покупки с быстрой доставкой

Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqu54JRX2G

Взлет был осуществлён в 11:25, но сложные условия загрузки привели к критическому состоянию самолета. На высоте около 1,5 метров Ан-2 начал терять скорость, и несмотря на попытки КВС предотвратить кабрирование, самолет коснулся земли за пределами взлетно-посадочной полосы, в 110 метрах от ее конца. При этом экипаж увидел бруствер канала и забор аэропорта и был вынужден увеличить мощность работы двигателя, чтобы избежать катастрофы.

После повторного взлета самолет вновь начал терять скорость и, преодолев бруствер канала, упал на незасеянный рисовый чек. Удар произошел с левым креном, что привело к серьезным повреждениям фюзеляжа. Командир получил травмы, второй пилот и оба пассажира также пострадали, причём один из пассажиров впоследствии скончался. Дополнительные травмы участники инцидента получили от укусов пчел, так как часть ящиков была разбита.

В результате расследования были выявлены нарушения как со стороны экипажа, так и со стороны заказчика. Экипаж не имел точных данных о массе груза и допустил размещение сопровождающих грузов на местах, не оборудованных ремнями. Заказчик не выполнил требования по взвешиванию груза и оформлению необходимых документов.

Таким образом, основными причинами трагедии стали:
- нарушения экипажа в области загрузки и центровки самолета;
- отсутствие должного контроля со стороны заказчика в процессе оформления груза и его взвешивания.

Авиатехник в Telegram (подпишитесь!)