Найти тему

Событийная педагогика

Недавно я предложил ученикам вроде бы несложное задание - вспомнить и описать какое-либо событие из своей жизни.

Для меня было немного неожиданно, что детям это показалось сложным. Ученики 5 класса вообще решили, что в их жизни пока не было событий: «Ничего не могу вспомнить». В таком же ощущении долго находились и некоторые 3-классники. Сам этот факт требует очень внимательного отношения. Благополучные семьи, прекрасные дети как бы не живут, ведь без событий нет и жизни, нет бытия.

Только в результате длительной раскачки начали появляться первые истории. Так, одна из девочек вспомнила, что маленькой потерялась в другой стране и что её долго искали. Описать подробности данного происшествия ей было сложно, но событие всё же проявилось.

Я предлагал ученикам вспомнить любой интересный случай, пусть даже самый незначительный. Как ты учился ездить на велосипеде? Как ты сделал свою первую покупку? Как ты первый раз в жизни что-то приготовил на кухне? Как и за что ты впервые обиделся на родителей? Как ты не послушался взрослых и что из этого получилось? Как ты помог своему другу? То есть хоть что-то вспомнить – что со мной произошло в жизни. Для многих ребят это оказалось довольно сложно.

Мне вспоминается один подросток из прошлого педагогического опыта, сын директора банка, который в свои 12 лет осознал, что в его жизни пока вообще ничего не происходило. Вот он лежит в бассейне в Эмиратах, вот он сидит в горах в Швейцарии: всё очень скучно и однообразно. Вот он на уроке уронил и разбил телефон – даже это не стало событием, потому что через 20 минут приехал личный водитель и привёз новый аппарат. Мальчишка чуть не заплакал: «Хоть бы дома что-то сломалось». И вдруг очень искренне говорит: «Как здорово было в Австрии! Там так классно пахло навозом!» На фоне непрерывно текущего однообразия, даже богато обставленного, запах навоза был единственным эмоциональным прикреплением к жизни.

Как же получается, что наши замечательные ученики живут, зачастую не замечая собственной жизни, без событий? Почему мы, взрослые люди, вспоминаем свою жизнь как плотную череду удивительных случаев, потрясающих происшествий, а наших детей мы лишили этого счастья?

Я смотрю в глаза наших прекрасных учеников и замечаю растерянность: «Со мной ничего интересного никогда не происходит. Жизнь проходит мимо». Но ведь не может такого быть!

А что такое событие?

Событие в философии — это случай, длящийся определённую продолжительность, в течение которой некоторый объект изменяет свои свойства.

Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер

Событие - понятие философии двадцатого века, введение которого ознаменовалось кардинальными реконструкциями мысли. Термин ставит своей задачей разъяснение ряда важнейших вопросов — значение времени и пространства, вопросы смысла, сущностной основы бытия. В ХХ веке события начали осознаваться первопричиной бытия.

Так, у Мартина Хайдеггера Бытие становится сопоставляемо с со-бытием, которое имеет значение равное Логосу Гераклита. Логос по Гераклиту — это универсальный закон, принцип, который управляет миром. Это нечто большее, чем просто слово или речь. Это разум, который пронизывает всё сущее и обеспечивает порядок в мире. Люди могут познать логос, но для этого необходимо преодолеть собственные страсти и предубеждения, чтобы увидеть мир таким, каков он есть на самом деле.

У Хайдеггера событие (Ereignis) является истоком рождения Бытия и Времени. В событии проявлен дар воли и самостоятельности. Этот дар небес обеспечивает наше существование как людей. Событие позволяет раскрывать саму суть Бытия. Без событий бытие не реализуется вообще, не становится реальностью.

Все события абсолютно уникальны. Это – «штучный товар», а не конвейерное производство. События поднимают нас над обыденностью.

Методология создания события.

Как возникают события? Происшествия, происходящие с нами, становятся событиями благодаря механизму рефлексии. Мы направляем внимание на то, что с нами произошло, выделяем это содержание из множества непрерывных процессов. Начинаем видеть смыслы в текущей жизни. Вырванное из непрерывности содержание становится предметом понимания, осознаётся как нечто особое, непохожее на всё остальное, несводимое к повседневной обыденности. Мы можем выстраивать относительно события своё отношение, наращивать оболочку истории, начиная осознавать причину и следствие. Более того, мы можем влиять на события, наполняя их новыми смыслами, а возможно и управлять событиями.

В образовательной технологии «Машина подготовок», созданной в Народной школе Сторожева, был использован следующий прием выхода в событийный ряд. Каждая учебная неделя завершалась Итогами недели, на которые собиралась вся школа, то есть ученики, учителя, а порой и родители.

Доска делилась на три части и заполнялась постепенно:

  • События недели;
  • Предложения к оргплану;
  • Оргплан.

В начале этого семинара каждый участник мог высказаться – что с его точки зрения произошло в школе за прошедшие дни. Замеченные события попадали в список на доску. Неделя – удобный для детского сознания отрезок времени, когда прошлое ещё не совсем ушло из оперативной памяти. В пятницу ученики ещё могут вспомнить, что произошло в понедельник и вторник. А если события не фиксировать, они превращаются в обыденность, простое животное бытие – существование.

Ещё раз. Человеческое сознание пробуждается в результате рефлексии. Похоже, другого варианта нам Высшие силы не приготовили.

Итак, события пойманы, выложены на доску, теперь на них можно взглянуть как бы со стороны. В меру сил включается понимание и анализ. Умение понимать события наращивается постепенно, для этого требуются усилия.

В одной из наших школ был очень конфликтный мальчик, драчун. Пытаясь выправить его, мама записала его в секцию бокса, но это не помогло. И вот он становится участником таких семинаров. На очередную встречу в конце недели он вызвался сделать доклад. Тему они обсудили с мамой – про агрессию. Мальчишка начал рассуждать, выкладывать на доску «схему агрессии», как он её понимал. И вдруг прямо посреди доклада разрыдался: «Почему все люди вокруг меня такие агрессивные!?» Да, к пониманию причин агрессии он пришел не сразу, но ему было необходимо с чего-то начать.

И это – только первая доска – «события недели». Вторая доска – «предложения к оргплану». Здесь всегда было тесно.

- А почему у нас первым уроком математика? Я ещё не проснулся и очень тяжело включиться. Прошу математику переместить на второй урок, а первым поставить, например, чтение.

- У нас до сих пор нет французского языка, а он очень красивый. Давайте французский изучим!

Нам приходилось отбиваться от таких заявок – в расписании не хватало места.

Главный итог - на основании анализа событий происходила корректировка того, что принято называть учебно-воспитательным процессом. С каждой неделей ученики всё более осваивались с задачами самоуправления, замечали всё большее количество существенных событий, вырабатывали всё более практичный план дел.

В организационный план попадали общие дела, включая расписание учебных занятий, а в личный план – ещё и собственные дела ученика. Погулять с собакой, почитать книгу, мало ли что можно себе запланировать.

Спустя год после запуска этой работы мы поняли, что фактически заработал механизм школьного самоуправления. Дети принимали очень взрослые решения относительно жизни школы. Им не нужен был завуч, чтобы составить расписание уроков, каждый сам отлично понимал свои задачи, регулировал свою нагрузку. Это было очень непривычно для непосвященных и даже некоторых родителей вводило в ступор: разве дети могут управлять собственной жизнью или школой? А взрослые тогда что будут делать?

Изменилась форма школьного дневника. Если обычный дневник – это список уроков, которые ученик не заказывал, они ему предписаны взрослыми, то дневник ученика школы самоопределения – это, по сути, его личный ежедневник, оргплан. Если в конвейерной школе дневник нужен для управления учеником с помощью оценок, то здесь дневник – это инструмент самоуправления. Это диаметрально противоположные формы жизни.

Наши ученики быстро сообразили, что стандартной раскладки на 6 уроков в день, как разлинован обычный дневник, им не хватает. На один день они начали отводить одну страницу ежедневника.

-2

Вместо оценок появились важные пометки о прохождении тех или иных разделов учебных программ, о сданных зачётах.

Раньше дневником могли пугать («Дневник на стол и завтра без родителей не приходи»), а тут без дневника – какая жизнь? Предмет первой необходимости.

Внешнее управление человеком может только дополнять самоуправление, но не должно его подменять.

Помните сцену из фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён»? Товарищ Дынин с трибуны:

- Дети! Вы - хозяева лагеря. От вас что требуется, друзья мои?

- Дис-ци-пли-на!

Товарищ Дынин
Товарищ Дынин

Навыки личностного самоопределения, самоуправления и самоорганизации остались у наших учеников на всю жизнь. Думаю, этот образовательный результат не менее важен по жизни, чем предметные знания и дисциплина. Замечательный математик Алексей Савватеев рассказывал, каким он был хулиганом в школе. И ничего, стал не только известным математиком, но и замечательным ответственным человеком. А что вытворяли на уроках Пушкин с Дельвигом? Конечно, я за дисциплину на уроке, без дисциплины хороших результатов не будет, вопрос только в её источнике.

Если задача самоорганизации не включена или заблокирована взрослыми, дети в классе неминуемо делятся на три категории, это доказано в серьёзных научных исследованиях:

  • «Подлизы», которые принимают внешний контроль, стараются угодить учителю, всячески подстроиться под него (последствия – нарушение психики, отказ от собственных линий поведения в пользу внешнего контроля – это гарантия спроса на психотерапевтов);
  • «Хулиганы», которые сопротивляются внешнему контролю;
  • «Колеблющиеся», которые примыкают то к одному, то к другому лагерю.

Эти исследования проводила Галина Анатольевна Цукерман — доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института им. Л. Щукиной, лауреат премии президента РФ в области образования, ей можно доверять. Мы хотели бы поддерживать такую структуру детского коллектива? Вроде бы – нет.

Так к чему мы стремимся - к доминанте внешнего контроля или к доминанте самоуправления учащихся? Воспитываем подлиз-психопатов или самостоятельных здоровых людей?

Итоги недели – это не просто ещё один урок в расписании. Это перестройка работы школы. Переосмысление и перестройка всего учебного процесса. Не рекомендую использовав этот инструмент без подготовки, без обсуждения с учениками.