Я сейчас вся в Арабском халифате. Интереснейший период мировой истории.
Масса ярких личностей. Расскажу об одной из них.
И приму участие в книжном марафоне,
т.к. более всего информации я почерпнула из книги серии ЖЗЛ.
***
Так обидно за домагеллановских путешественников - им не верили! Их рассказы принимали за выдумку!
Так было с греком из античной Массалии Пифеем, так было со средневековым Ибн Баттутой.
Это путешественник XIV века, родом он из марокканского города Танджа, или Танжера (он находится напротив Гибралтара), происходил из берберов (коренные жители северной Африки).
Преодолел за 30 лет своих странствий, подсчитали, 120 тыс км (это в три раза больше, чем Марко Поло!). Посетил эквивалент более 40 современных стран.
Ибн Баттута, И. Тимофеев
Какая хорошая книга!
Это художественная биография знаменитого путешественника.
О детстве Ибн Баттуты ничего не известно, кроме места рождения - Игорь Тимофеев создал историческую реконструкцию жизни марокканского портового города. Эту главу отложила прочитать с дочкой (отлично дополняет школьную программу 6 класса).
Далее автор даёт справку о марокканском государстве Меринидов. И снова художественный текст, но уже основанный на заметках самого Ибн Баттуты. Со страноведческими, культурологическими вставками.
Ибн Баттут покинул родной дом в 1325 году,
прошёл Магриб и Египет,
посетил Ближний восток (пять или семь раз - тут расхождения у историков - только совершал хадж в Мекку),
на корабле прошёл вдоль Восточной Африки (до берегов Танзании),
из Малой Азии через Чёрное море добрался до Крыма,
на Волге он побывал в Хаджи-Тархан (Астрахань), в Сарае (около Астрахани) и, возможно, в Булгаре (доказанская столица волжских татар),
был также в Беш-Даге (Пятигорск),
по западному берегу Чёрного моря сопровождал жену хана Золотой Орды в Константинополь (она была византийской принцессой),
через Среднюю Азию (города Хорезма, Бухара, Самарканд, Хорасан) пришёл в Индию,
по морю (посетив Мальдивы, Цейлон и пр острова) доплыл до Китая.
Потом он вернулся на родину:) напомню, это в Марокко.
И через пролив - в Испанию,
а потом он ещё пересёк Сахару и добрался до Мали.
Ибн Баттута оставил подробные записи о своих путешествиях. Изданы они были книгой «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».
Любопытно, что в ходе своих странствий он умудрялся жениться. Десять раз! Ещё наложницы у него были... С первой своей женой он очень быстро развёлся. Вторую оставил беременной в Дамаске - она б не перенесла дорогу через пустыню; лет через 20 он снова оказался в тех местах и безуспешно искал жену и сына. Это его, уже старика, тяготило.
Он дважды оказался в эпицентре эпидемии чумы! В Сирии и в Египте. И холеры - в Индии! Он, конечно, родился в рубашке. Потому как также в плену был у разбойников, попадал в шторма и кораблекрушения, в немилость к султану... не единожды терял всё своё имущество. Некоторые события его жизни иначе как чудо не назовёшь.
Многие народы впервые упомянуты в его мемуарах. Но многие великие города (Багдад, Бухара, Самарканд) он видел уже после разрушения монголами. Монголы ведь сокрушили не только древнерусскую цивилизацию, но и арабскую.
В начале своих путешествий Ибн Баттута сосредоточен на мире мусульман. Так, например, египетские пирамиды ему не интересны; его интересовал Каир, крупный духовный центр после падения Багдада. Он везде, где мог, посещал религиозных лидеров, образовывался.
Двигаясь вверх по Тигру, Ибн Баттута добрался до старого арабского города Мосула, основанного в 642 году на месте укрепленного христианского монастыря. Расположенный на западном берегу Тигра, Мосул был известен производившимися здесь высококачественными шерстяными тканями, которые во всем мире называли муслином. Ибн Баттута ничего не пишет о муслине, но подробно описывает мощные крепостные стены Мосула, огромное подворье с мечетями, гостиными дворами, базарами и банями, больницу — маристан и роскошный рынок привозных товаров — киссарию с железными вратами. Упоминает он и одну из главных достопримечательностей Мосула — мечеть св. Георгия и развалины древней ассирийской столицы Ниневии на восточном берегу реки.
Мечеть Святого Георгия. Удивилась, что такая есть. Залезла в интернет: действительно, святой Георгий почитаем в исламе тоже! как пророк Джирджис.
"Мечеть в честь пророка Джирджиса была построена в Мосуле на месте предполагаемого захоронения святого".
Но древней мечети этой более нет: её уничтожили в XXI веке! Мосул же был разрушен до основания не так давно.
За чей счёт путешествовал ибн Баттута? Из дома он ведь вышел один, чуть ли не с котомкой за плечом.
Его одаривали правители тех мест, где он оказывался. Щедро. И конями, и рабами, и пр. Как человека большой образованности и совершившего многократно хадж. Иногда он приторговывал: в рыночных ценах он хорошо разбирался.
Правитель Бирги Мухаммед ибн Айдин пригласил Ибн Баттуту в свою летнюю резиденцию высоко в горах, где он спасался от зноя. Очевидно, прослышав о подарках, полученных Ибн Баттутой от караманских князей, Мухаммед ибн Айдин задался целью во что бы то ни стало перещеголять их щедростью.
— Пусть скажет, чего он хочет, — передал султан Ибн Баттуте через своего наиба.
— У султана есть золото, серебро, лошади, рабы, — уклончиво ответил Ибн Баттута. — Пусть дает что пожелает.
Мухаммед ибн Айдин не ударил лицом в грязь. Перед самым отъездом Ибн Баттуты он закатил в его честь огромное пиршество, куда пригласил городских нотаблей, военачальников, улемов. После приема султан послал в медресе, где остановился Ибн Баттута, торбы с провиантом, сто мискалей золота, тысячу серебряных дирхемов, дорогую одежду со своих складов, оседланного коня, а также византийского мамлюка по имени Михаил.
В Индии магрибинец задержался на несколько лет: служил там кадием (судьёй) при дворе Махаммеда Туглака (это эпоха Делийского султаната).
Ибн Баттута терпеливо опрашивает истца, потом ответчика, одного за другим приглашает на ковер добровольных или платных свидетелей. Всякое случается в суде — и слезы, и крики, и перепалка, что вот-вот кончится рукоприкладством, но кадий не может довериться ни мольбам, ни уговорам. Лишь три вида доказательств законны: чистосердечное признание ответчиком своей вины, показания свидетелей и клятва именем аллаха. Угрозы и запугивания запрещены, а признание, вырванное под пыткой, в исламе считается недействительным.
Выслушав показания тяжущихся, Ибн Баттута по традиции старается склонить их к примирению. Если это не удается, он спрашивает ответчика, признает ли тот справедливость иска. Ответчик волен поступить трояко: признать за собой вину, отрицать ее или попросту молчать, не подтверждая ни того, ни другого. В последних двух случаях вся надежда на свидетелей, и тут уж от судьи требуется и ум и проницательность, чтобы за наворотом фактов и домыслов угадать самую суть, отыскать в клубке конец ниточки и, осторожно подергивая ее, размотать его весь до конца.
После этого он с чистым сердцем может огласить приговор, который по шариату всегда окончателен, бесповоротен, обжалованию не подлежит.
Потом султан отправил ибн Баттуту в страну Син послом.
Мухаммед-шах остановил свой выбор на Ибн Баттуте вовсе не случайно. По-видимому, магрибинец обладал всеми качествами, которые полагалось иметь послу. Об этих качествах писал сельджукский визирь Низам аль-Мульк в своем трактате "Сиясат-намэ":
"Надо, чтобы он (посол. — И.Т.) был смел в беседе, но не многоречив, совершал бы много путешествий, знал бы что-нибудь во всякой науке, был бы понятлив, предусмотрителен, обладал бы степенностью и, хорошим внешним видом. Если к тому же он учен и почтенного возраста — тем лучше".
Но посольство не состоялось. Ибн Баттута наблюдал в порту Каликута, как внезапная буря разнесла в щепки посольские корабли. Вернуться в Дели он не решился (гнев султана мог быть страшен). До Китая, однако, он доберётся.
На пути к Китаю он около полутора лет проживёт на Мальдивах - эти экзотические острова европейцы откроют для себя только в эпоху португальских мореплавателей.
(...) женщины улыбчивые, глазастые, с длинными иссиня-черными волосами, зачесанными на одну сторону; на бедрах черные юбки, обнаженные груди подрагивают на ходу, дразнят голубоватыми окружьями сосков. Чудно правоверному глядеть на такое бесстыдство, но мальдивцы, хотя и сунниты чистейшей воды, словно не замечают греха, да еще предлагают приезжему своих женщин для временного брака: женись, поживи в свое удовольствие, покуда есть дела на острове, а там произнесешь троекратно формулу развода и можешь отбыть куда угодно.
"Когда прибывает судно, — писал Ибн Баттута, — жители острова устремляются к нему на лодках с зелеными кокосовыми орехами, которые они протягивают кому пожелают. Тот, кто получил кокосы, становится постояльцем того, кто дал. Мальдивец берет его вещи и несет к себе домой, словно это его родственник".
Потом на его пути был Цейлон.
На Цейлоне Ибн Баттута видел много чудес. Одно из них — обилие драгоценных камней необыкновенной величины.
"На лбу белого слона, — удивлялся магрибинец, — я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца, а у султана Аири Сакарвати — ложку из драгоценного камня величиной с ладонь, в которой находилось масло алоэ. Я был очень удивлен, но он сказал мне: "Есть у нас вещи и большей величины".
Но главное из чудес Цейлона — Адамов пик, гора, священная у буддистов, индуистов, христиан и мусульман. Полутораметровую впадину у самой вершины буддисты считают следом ноги Будды, индуисты верят, что этот след принадлежит Шиве, христиане приписывают его святому Фоме, а мусульмане утверждают, что священная впадина не что иное, как след Адама, который останавливался в этих местах после своего изгнания из рая. (...)
Восхождением на Адамов пик Ибн Баттута увенчал список мусульманских святынь, к которым он совершил паломничество во время своих странствий.
После Китая ехать было уже некуда)
Побережье Китая выходило на океан, который Ибн Баттута за двести с лишним лет до Магеллана назвал в своих воспоминаниях "тихим". Океанские просторы были бесконечны, и, стоя у причалов зейтунского порта, Ибн Баттута сообразно представлениям своей эпохи был уверен, что находится на краю земли.
В путешествиях ибн Баттуты, разумеется, случалось не мало курьёзов. Забавный момент: разговор с другим мудрейшим:)
Во время остановки в одном из странноприимных домов Ибн Баттута тщетно пытался объясниться с турком из ахиев. Послали за ученым богословом. Однако на вопросы Ибн Баттуты богослов невпопад отвечал по-персидски. Ахии мрачно наблюдали за его тщетными попытками наладить взаимопонимание. Им и в голову не приходило, что ученый шейх, похваляющийся знанием законов пророка, на самом деле никогда в жизни не изучал арабского языка.
Получился конфуз. Но ученый невежда, всю жизнь обманывавший своих земляков, все же выкрутился из, казалось бы, безвыходного положения.
— Этот человек говорит на древнеарабском, — объяснил он по-турецки, показывая рукой на Ибн Баттуту. — Я же обучен лишь новоарабскому.
Ибн Баттута понял смысл его слов и расхохотался, но никому не объяснил причину своего смеха. Он не выдал гостеприимным хозяевам позорную тайну незадачливого пройдохи-шейха.
Ибн Баттута позже выучит персидский.
О Руси у арабского путешественника смутные представления. Собственно, эти территории его не интересовали - там жили "неверные". Вот молодое мусульманское государство Золотая Орда - его ибн Баттута изучил хорошо.
Я не знала о такой стране - Биармия. Страна "воинственных медведей"?) Это где-то на севере, от Карелии до Уральских гор. Оттуда везли меха в Булгар на Волге, где их перекупали арабские купцы.
Поначалу чердынцы не допускали булгарских торговых агентов в богатый пушниной бассейн Печоры. Используя путь по реке Вычегде, Чусовскому озеру, Вогулке и далее по Печерскому волоку, они самостоятельно закупали огромные партии мехов и с выгодой продавали их в Чердыни. Однако после монгольского нашествия в 1236 году Биармия фактически прекратила свое существование, и торговое посредничество монопольно захватили булгарские купцы.
Стараясь не допустить проникновения арабов на Крайний Север, они умышленно распространяли всякие небылицы о диких и кровожадных северных охотниках, которые безжалостно убивают любого чужестранца, пытающегося проникнуть в Страну Мрака. Запугать легковерных арабских купцов, которые северное сияние принимали за противоборство небесных джиннов, было не так уж трудно. И все-таки наиболее смелые преодолевали страх и, заранее закупив собак и все необходимое для обоза, ступали навстречу неизвестности во мрак и стужу длинной полярной ночи.
"Страна Мрака" - полумифическая для арабов.
"Проводником в той земле служит собака, которая там уже не раз бывала, — писал о Стране Мрака Ибн Баттута. — Такая собака стоит до тысячи динаров. Повозку прикрепляют к ее шее, и каждую из таких повозок тащат три собаки. Если передняя повозка остановилась, прекращают движение и все остальные. Хозяин не бьет собак и не кричит на них. Когда приносят еду, он сначала кормит собак, а потом уже людей; иначе собаки рассердятся и разбегутся, оставив хозяина умирать. Пройдя сорок дней, путники достигают Страны Мрака. Там они оставляют товары, с которыми пришли, и отправляются спать. Наутро вместо своего товара они обнаруживают соболей, белок, куниц. Если купец остается этим доволен, он берет товар, а если нет, то оставляет, и к нему за ночь добавляют мехов или, наоборот, забирают обратно, оставляя нетронутым товар купца. Так у них происходит купля-продажа. Приехавшие туда не знают, с кем они торгуют — с джиннами или людьми".
Для меня открытие существование городов в так сказать глубинной Африке. У нас представление об этом континенте как о далёком от цивилизации. Это ошибочно.
В Мали было мно-о-го золота. Но не было соли. Так обмен с арабами был... один к одному)
Подумала: зачем сейчас проталкивают актёров-африканцев в кино про историю Европы... могли бы интересные фильмы снимать об их собственной истории, совершенно нам неведомой.
А какой бы сериал мог получиться о жизни ибн Баттуты!
***
В книге Игоря Тимофеева очень хорошая библиография указана.
Оттуда узнала, например, о книге Адама Меца "Мусульманский ренессанс". Об Игнатии Крачковском, это известный арабист.
Ещё нашла сборник новелл ливийских авторов в его переводе - может, почитаю. И роман Нагиба Махфуза, а это лауреат Нобелевской премии!
И у Игоря Тимофеева есть ещё одна книга в серии ЖЗЛ - о другом учёном муже средневекового Востока.
И... документалистика с интригующим названием "Международный терроризм и ЦРУ".
***
Ещё мне очень понравилось, как Тимофеев использует в повествовании восточные пословицы и выражения. Они совпадают с настроениями ибн Баттуты, с перипетиями его жизни.
«Добродетельная жена лучше, чем весь мир и все, что он вмещает», — сказал однажды пророк, очевидно, имея в виду свою Хадиджу, которой он был обязан очень многим из того, что произошло в его удивительной жизни. Впрочем, еще задолго до его проповедей почитаемый всеми арабами легендарный мудрец Лукман достаточно определенно высказался на этот счет. «Добродетельная жена, — утверждал он, — как корона на голове царя, а нечестивая — как тяжелая ноша на спине старца».
"Ветры дуют не так, как хотят корабли". Горькую мудрость этой поговорки арабских мореходов Ибн Баттута впервые испытал на себе, когда после трехлетнего пребывания в Мекке решил морским путем отправиться в Йемен.
"Три вещи нельзя скрыть: любовь, беременность и езду на верблюде", — говорили древние арабы.
Ибн Баттуте не удавалось скрыть страх перед морем.
— Укушенный змеей боится веревки, — беззлобно посмеивался капитан Бартоломео, глядя на своих пассажиров, собиравшихся на корме к вечерней молитве.
"Чем прибыль на море, лучше безопасность на суше", — говорит турецкая пословица.
Черное море лежало у самых ног — неприветливое, холодное, штормовое.
"Мудрость римлян, — говорили арабы, — заключается в их мозгах, мудрость индийцев — в их фантазии, греков — в их душе, а мудрость арабов — в их языке".
"Оковы и золотые тяжелы". Надо думать, что Ибн Баттута в полной мере оценил смысл этой индийской поговорки за те годы, что от провел при дворе делийского султана. Высокое положение тешило его самолюбие, но оседлая жизнь была ему не по нраву.
"Мужчина тот, кто сомкнет уста и засучит рукава", — говорят на Востоке.
"Когда приезжаешь из странствий, привези родным хотя бы камешек", — говорят арабы.
***
Нашла несколько фильмов на тему.
Ibn Battuta: the Man Who Walked Across the World
Фильм ВВС, он на английском, но есть субтитры. Рассказ ведёт англичанин, который давно обосновался в Сане, древней столице Йемена. Он загорелся проделать путь ибн Баттуты. На самом деле, и современному европейцу эти маршруты мало ведомы. А местные жители во многом сохранили традиционный уклад жизни, в некоторых местах заезжий иностранец - это целое событие)
Фильм не так о жизни ибн Батутты, как о впечатлениях современного англичанина от тех же мест. В Александрии он, например, наблюдает, как народ танцует под русскую поп музыку) это, конечно, не самое интересное в этом фильме. И, конечно, англичанин не догнал марокканца - посетил далеко не всё.
Он был в Крыму. Всматривался в лица местного населения, недоумевал)
В цитате ибн Баттуты ниже нет "уродливые лица". А англичанин читал текст, где, помимо "рыжих волос", было так.
Таким образом, 10-го шаваля отправился я в путь с султанскою супругою, по имени Байлун, дочерью Императора Константинопольского. Султан провожал ее до первой станции, и воротился оттуда домой. Пять тысяч, сопровождали Султаншу, в том числе было пятьсот всадников, не считая рабынь и прислужников. Мы прибыли сначала в Укак, город порядочный, но там было нам весьма холодно. Отсюда до Эль-Сарая десять дней пути. В одном дне пути отсюда находятся Русские Горы, где живут Русские, христиане, народ с рыжими волосами и голубыми глазами, весьма хитрый и коварный. У них есть серебряные рудники, и из их земли получаются сувамы, или слитки серебра. После десяти дней пути от сего места, приехали мы в Судак, город в Кипчацкой Степи, на морском берегу, а потом в город Баба-Салтук. Здесь последнее место, принадлежащее Туркам (...).
Укак - это Саратов. Сарай - у Астрахани. Что за Русские горы?
Во времена ибн Батутты в Крыму жили преимущественно итальянцы, греки, армяне, иудеи... славян можно увидеть было лишь на рынке невольников. В Кафе (Феодосия) был огромный такой рынок. Ну, иногда встречались купцы из Московии: везли дорогие северные меха.
Это описание рынка в Конье (Турция):
Особенно любопытен «Конский базар», куда привозят лошадей из всех сопредельных стран, и «Портал невольников», где можно купить мальчика или наложницу любого племени и цвета кожи. Работорговлей почти монопольно заправляют генуэзцы. Они покупают «живой товар» в Крыму, сотнями и тысячами перепродают на невольничьих рынках Рума.
Белокожих славянских красавиц водят по городу, как лошадей, поцокивая языками, громко нахваливают их прелести, заставляют улыбаться, показывать зубы. Мальчики и мужчины сидят в портале на длинных деревянных скамьях, ждут, когда придет их черед.
Фильм Эрмитажа - резюме о жизни ибн Баттуты в иллюстрациях музейных экспонатов. Музыкальное оформление тоже интересное.
Мусульманский Марко Поло Серия из цикла "Дорога Людей"
У ибн Батутты была насыщенная личная жизнь. Лекция Марины Александровной Толмачёвой рассказывает как о его женщинах, так и о тех, что он встречал в своих путешествиях, например, о женах хана Узбека, правителя Золотой орды.
Прекрасный пол — слабость Ибн Баттуты. Горячий поклонник женской красоты, он подробно описал не только достоинства и недостатки женщин в различных странах мира, но и их положение в обществе.
"Женщины у тюрок и монголов, — заметил Ибн Баттута, — весьма счастливы. Когда тюрки и монголы пишут приказ, они составляют его от имени султана и его жен — хатуней. У каждой хатуни есть свои земли, податные участки. Когда она отправляется в путешествие с султаном, она находится в своей собственной ставке…"
Чаще всего в поле зрения Ибн Баттуты попадают женщины из высших слоев общества, в котором ему приходится вращаться. О своих личных делах он говорит скупо и лаконично, ограничиваясь обмолвкой, что там-то и там-то приобрел у работорговца румийскую или тюркскую наложницу.
Жены и рабыни сопровождали неутомимого магрибинца во всех его путешествиях, мучались и страдали, рожали детей, болели и умирали. Некоторые из них, получив развод, навсегда оставались в каком-нибудь маленьком городке, за тысячу фарсахов от родины.
Как складывались их судьбы? Об этом Ибн Баттута, как правило, ничего не сообщает.
Но бывали исключения, из которых можно сделать вывод, что Ибн Баттута был способен не только на мимолетное увлечение. Случалась в его жизни и настоящая любовь, и хотя о женщинах, памятных сердцу, он писал в обычной лапидарной манере, живая человеческая боль прорывалась, как луч, из темноты недомолвок и путаницы иносказаний.
***
Спасибо за внимание!
А вы знали об ибн Баттуте?
Что значит пиар: Марко Поло и прочих колумбов мы все знаем. А арабских или китайских первопроходцев... я вот только сейчас узнаю о них.
Как заметила историк М.А.Толмачёва, "было бы более справедливо называть Марко Поло европейским ибн Баттутой", а принято наоборот.
Известно, что ислам благосклонно относился к развитию географии, и еще до крестовых походов у арабов ее уровень был неизмеримо выше, чем у европейских народов. Нельзя не согласиться со справедливым утверждением известного востоковеда Минорского, что "за 300 лет до Марко Поло мусульмане обладали весьма точным описанием стран, народов, дорог и товаров, встречавшихся на территории от Испании и Марокко до земель, которые находились за Китаем и Тибетом".
ПС. Из серии ЖЗЛ я не так давно читала ещё
Де Голль, М. Арзаканян
Агата Кристи, Е. Цимбаева
Ольга Калашникова, М. Филин