Недавно одной своей бывшей коллеге по работе на Первом канале я написала, что именно за время, проведенное там, в тех ток-шоу, я каюсь больше всего. Работа на Первом канале у меня была для того, чтобы я со временем раскаялась. Многое осознала.
Вспоминая ту работу, даже спустя более чем десятилетие, у меня иногда просто мороз по коже: почти всё, что сейчас в моем понимании является сомнительным или греховным, на тех ток-шоу считалось выше всяческих похвал. Обманом заманивать людей на программы, льстить, лицемерить – это, пожалуй, было даже не самым худшим.
Программа – ежедневная и постоянно, каждый день нужно было выдавать сенсацию. Поиск темы – вечная головная боль. И я помню, как вся редакция вздыхала облегченно, радовалась, когда кто-то из известных людей умирал. Сенсация сама шла в руки! Бригады, редакторы даже ругались между собой в жажде заполучить похоронную программу в производство – делать ее легче остальных. Собрать друзей-коллег-родных умершего, смонтировать по видео его работы, написать сценарий с массой восторженных слов. Выслать корреспондента на кладбище. Смертей известных людей ждала вся редакция и эти похоронные программы всегда имели хороший рейтинг. На втором месте – дележ наследства, но с наследством работать было сложнее, люди на такие дележи и выяснения отношений шли не всегда с радостью. Хотя были и такие, которые в процессе дележки делали себе имя. Становились звездами.
Но вернусь к похоронным программам. Зашла на малаховский сайт и увидела, что почивший Масляков (программа к его смерти) - крайний. Пролистала этот «шедевр» на перемотке. Славословия, почести, безутешные коллеги, непрошенная слеза, все по старой испытанной годами схеме. Можно имена менять и слегка корректировать гостей в студи, об умерших телевизионщиках все получается примерно под одну гребенку. НО! Времена изменились! И это самое главное.
Раньше, какой бы деятель не почил, всем без исключения – слезы и сопли, восторженные спичи и воспоминания «каким он великолепным был!» Сейчас же время требует более глубокого осмысления именно с позиции настоящего - военного. Актуальный, современный, осмысленный взгляд на жизнь и работу умершего – вот что важно. Ведь смерть – это повод задуматься о человеке более чем серьезно, подвести черту, итог, смерть - это финал, самый важный момент в жизни каждого человека, как об этом говорят все без исключения религии и философии.
Потому что, пока человек жив, у него есть время самому разобраться со своей жизнью, со своими идеями, поступками, преступлениями и подвигами. Пока человек жив, он сам отвечает. Своими словами. Пока жив, у него есть время объяснить свои роковые ошибки, покаяться, признаться в том, в чем он был неправ. А как умрет, так все его неразобранные, нерешенные в процессе жизни ошибки, грехи, задачи железобетонно накрывают его бездыханное тело.
Я часто беру интервью у известных людей, в наиболее честных разговорах они искренне рассказывают и о сложных моментах в своих жизнях, они размышляют, задумываются, анализируют, делают выводы. Интересно разговаривать с человеком глубоким, осмысляющим себя, свою работу, ответственно подходящим к тому, чем он занимается.
И возвращаясь к Маслякову, я с 2014 года ждала его ответа на единственный вопрос, который волнует многих зрителей (и его поклонников тоже) – Почему именно в его программе выросла армия фашистов? Как ему «удалось» взрастить столько собирательных зеленских? Как он к этому относится в связи с войной на Донбассе, как у него все это стыкуется с бомбами в Донецке, с сожжёнными в Доме Профсоюзов в Одессе, с тысячами погибших? Второй вопрос – это, конечно, пропаганда дурновкусия, пошлости, разврата на КВН. Но о вкусах не спорят. А вот за кровавые руки Зеленского и КО, Маслякову ответ держать было необходимо.
30 лет заукраинства и русофобии на телеке – это неоспоримое преступление. Нужно ответить – как так вышло? Почему?
Дабы сохранить в народе не самые худшие воспоминания о себе, перед смертью Масляков должен был оправдаться. Как честный человек. Не оставлять эти вопросы в народе. Например так: «Мне были важны только деньги и слава. Я ошибался. Раскаиваюсь». Или: «Я считал, что русский народ тупое быдло. Чем пошлее шутка, тем она ему больше нравится. Я обманывался». Или: «Я заблуждался. Я думал, что все лазаревы-шацы – хорошие ребята. Они не будут желать смерти русским и собирать деньги на бомбы, летящие в Россию!» Или, скажем, перед смертью Масляков продал одну из своих вилл (или чего у него там еще есть) и купил на эти деньги масксети (дроны, медикаменты, машины) для наших бойцов. И умер бы относительно честно. С относительно чистой совестью. И вопросов бы к нему не было. Все бы его простили, факт. И закрылась бы масляковская история, и финал был бы относительно достойным.
У каждого есть время на раскаяние – до смерти. А как умрешь, уже пиши пропало. Если человек не дорос до того, чтобы признаться в своих ошибках при жизни, не объяснил их при жизни, после смерти его обязательно осудят живые. Со знаменитостями, с публичными людьми - это просто закон! Публично жил, публично умер, так изволь разгребать после смерти вопросы и ответы, которые уже дает за тебя народ. Народные критические версии – итог жизни Маслякова, который не решился на раскаяние при жизни. Возможно, он жил в таком коконе славословий в свой адрес, что в нем гордыня и тщеславие затмили естественные человеческие потребности, потребности старого человека – подвести итог своей жизни и расставить точки, приблизиться к истинам вечным, которые за деньги не купишь.
Раз Масляков до этого не дорос, вся его жизнь обнуляется. Зачем жил? Чтобы взрастить Зеленского и КО? В сухом остатке – лишь это от него осталось сейчас. Если бы я делала программу на его смерть, я бы ставила эти честные вопросы. И никак бы не захлебывалась в славословиях человеку, который прожил долгую жизнь, но так, похоже, ни до одной вечной истины и не дорос. Ясное дело, что на телевидении работают исключительно его выкормыши, которые не мыслят истинами, а мыслят масляковским подплинтусным уровнем – на этапе хихи и хаха.
Тоже самое было с похоронной программой про Кикабидзе, будет – с программой про Познера, про Ротару, про Пугачеву. Все мы смертны, а эти люди – пожилые. Может быть, несмотря на массу преступных фраз, Пугачеву и не делают иноагентом, чтобы хоронить ее как народную артистку – с почестями и слезами? Но и у Пугачевой и у ее других заукраинских коллег есть время на покаяние. Поэтому не будем загадывать, будем надеяться, что они поймут свои преступные ошибки при жизни и скажут о них открыто. Также открыто, как сейчас они открыто травят русский народ. У Бога на каждого свои планы, иногда последняя минута жизни становится решающей.
Больше года назад ровесник Маслякова и тоже телезвезда Лев Юрьевич Новоженов любезно согласился дать мне интервью. Это был разговор со старцем, с мудрым писателем, осмысляющим с позиций своего опыта и долгой жизни свою многолетнюю работу на ТВ, в СМИ. Я чувствовала, Лев Юрьевич понимал, что каждый год, каждый месяц может стать последним, он говорил итоговые, важные, мудрые слова, которые можно было записывать как афоризмы. Подобными были интервью с многими глубокими, не разъеденными славой и тщеславием людьми. Некоторые были даже совсем не старыми. Но такой подход к своей жизни – каждое интервью может быть одним из последних – ощущалось очень сильно. Склоняю голову перед такими людьми, говорящими серьезно, осмысленно, способными взглянуть на свое творчество, свою работу, на себя и своих поклонников чутко, честно, взвешенно и … с точки зрения вечности, времени. Как говорил Лосев «в понятии ангела». Чисто. Они при жизни отвечают на те вопросы, которые несомненно возникнут к ним и после их смерти. Отвечают заранее. Ведь каждое интервью – это часть их биографии. Автобиографии. Это и их послание в будущее.
Масляков в будущее оставил ха-ха хи-хи на пошлые темы, женщин из Камеди Вумен, которые не умеют говорить спокойно, а только орут. Помню, как одна КВНовская звезда выдала шутку: «Сынок, скажи «спасибо» Александру Васильевичу, что ты не родился! Ведь его мама играла в КВН!» и весело взглянула на Маслякова. Он одобрительно улыбнулся под взрыв аплодисментов. Это была очень смешная шутка. И один из последних выпусков КВНа, которые я увидела. Зал валился от хохота, а мне было стыдно и за КВНовку, и за Маслякова, и за то, что я это увидела. Как это развидеть? Масляков оставил нам всем испанский стыд за себя и за свою команду.
Приближаясь к смерти, на заключительном этапе жизни, надо думать о том, что останется после тебя в людской памяти, в сердцах. Поэтому многие к старости становятся стеснительными, робкими, не докучают, не ссорятся, ведут максимально безгрешную жизнь, налаживают отношения с теми, с кем враждовали или с кем были разногласия. Горько уходить из жизни, оставляя после себя неотвеченные вопросы, непонятки, двусмысленность, претензии. Многие старики это понимают. Поэтому сейчас очень многие пожилые люди последние деньги с пенсии отдают в гуманитарку и в волонтерских пунктах так много пожилых.
Благодарность, покаяние и работа не на себя, не для себя, не на свои хотелки, а для будущего. Хотя в любом случае это будет и для твоего будущего - уже посмертного.
Вот и каюсь я за свою работу на «Пусть говорят» сейчас. Чтобы, когда умру, не было по этому поводу ко мне вопросов. Поэтому и пишу этот пост, вырвавшись, как из адова пламени, из всяких ток-шоу. И смотрю на них не как зритель, не как бывший шеф-редактор с телека, не как журналист. А как приближающаяся к пенсии бабулька с рюкзаком, бОльшую часть пути уже проковылявшая. Не хочу оставлять после себя непонятки, недопонятки.
А мама моя говорит: "Пятница, вечер. По телевизору смотреть нечего. Буду читать своих любимых блогеров в ВК". Для мамы и пишу.
3