В этом сентябре исполнилось 120 лет со дня рождения Софьи Преображенской — выдающейся оперной дивы, народной артистки СССР. Музыкальный эксперт и продюсер Дмитрий Мильков рассказывает о ее творческом наследии.
Софья Петровна обладала одним из чистейших и совершенных голосов на отечественной оперной сцене 30–50-х годов прошлого века. Воспоминания о ее пении полны превосходных степеней, нередко в них звучит эпитет «великая». В профессиональных кругах ее имя стало синонимом высочайшего мастерства.
Фамилия Преображенская имеет семинарское происхождение. Такие »искусственные» фамилии давали в духовных учреждениях тем, у кого или раньше фамилий не было вовсе, или взамен родных, менее благозвучных. Отец Софьи Петровны происходил из семьи священников, служил псаломщиком в церкви. Однако семья жила не только в духовной традиции, но и в музыкальной. Отец окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции, играл на скрипке, виолончели, фортепиано. Дядя был солистом московского Большого театра. Мать пела в хоре Архангельского. Сестра Софьи Петровны, также выпускница консерватории, впоследствии работала концертмейстером в Кировском театре.
Будущая звезда училась в Народной школе музыкального просвещения и в Петроградской консерватории. Поступив в 1928 году на службу в Мариинский театр, где сразу стала получать первые роли, она проработала там более тридцати лет. За оперную карьеру Преображенская завоевала все возможные титулы, призы и награды.
Публика любила ее любовью страстной и преданной. Имя Преображенской на афише гарантировало успех, полный зал, восхищенные аплодисменты. Для тех исполнителей, кто в 60–80-е годы принесет советскому оперному искусству поистине мировое признание, Преображенская была непререкаемым авторитетом, легендой, образцом.
В биографии Софьи Петровны немало эпизодов, позволяющих сказать, что уникальное творческое дарование сопровождалось величием духа. Она была среди тех, на чью долю выпала жизнь в блокадном Ленинграде. В эти страшные и героические годы она дала более полутора тысяч концертов перед жителями осажденного города и его защитниками.
Репертуар Софьи Преображенской был широк и разнообразен. Она с удовольствием исполняла героические партии и жанровые роли, оперный репертуар Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, но также Вагнера и Верди, пела романсы, народные песни, песни Дунаевского и Хренникова.
Трудно выбрать лучшее из богатого наследия Софьи Преображенской, дошедшего до нас в записи. Величественно звучит ариозо Воина из кантаты Чайковского «Москва». Поистине великолепно исполнение чудесной третьей арии Далилы из оперы «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса. Исключительно нежно звучат в ее исполнении романс Александра Гурилева на стихи Евгения Крузе «Отгадай, моя родная» или «Липа вековая» (знаменитый и столь любимый многими русский романс). Игрив и легок романс Алексея Верстовского на стихи Пушкина «Старый муж, грозный муж».
#этонадослышать