Найти в Дзене
горшочек каши

Наследники директора музея претендуют на 25 картин Рембрандта

Наследники знаменитого искусствоведа требуют вернуть его картины Рембрандта, которые были завещаны голландскому музею.

Музей Маурицхёйса в Гааге является домом для таких шедевров, как «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера. Долгие годы его возглавлял историк искусства Авраам Бредиус. В своём завещании Бредиус распорядился передать музею 25 картин Рембрандта, а также полотна других художников, которые он успел собрать за свою жизнь.

Королевская галерея Маурицхёйс. Гаага, Нидерланды.
Королевская галерея Маурицхёйс. Гаага, Нидерланды.

Однако против решения покойного выступили его наследники. Адвокаты подали ходатайство в окружной суд Гааги, назвав поведение музея «грубым нарушением» условий завещания. Дело в том, что Бредиус завещал, чтобы все картины были выставлены в музее постоянно, но повесили только часть полотен.

Иск подали Отто и София Крониг, внучатые племянники Джозефа Кронига — искусствоведа и близкого друга Бредиуса, который был единственным наследником бывшего директора музея. Крониг был примерно на 30 лет моложе Бредиуса, и тот часто называл его «протеже» и «пасынком». Отто заявил, что когда они с сестрой посетили музей, чтобы увидеть подарок, то были шокированы — картин не было на месте.

Хендрик Хаверман. Портрет Авраама Бредиуса. 1889 год.
Хендрик Хаверман. Портрет Авраама Бредиуса. 1889 год.

Теперь семья Крониг требует аннулировать завещание и вернуть все картины. Отто и София не хотят продавать шедевры, но требуют, чтобы картины были доступны публике, а не висели «в задней комнате». Mauritshuis ранее выражал сомнения, что все подаренные картины подлинные, и якобы не стал показывать публике некоторые полотна, потому что они слишком «уродливые».

Авраам Бредиус родился в 1855 году. За годы работы он стал признанным экспертом по голландским старым мастерам и выдающимся мастером атрибуции картин. В 1889 году Бредиус стал директором Mauritshuis и возглавлял музей в течение 20 лет. В эти годы коллекция музея значительно выросла, туда попала от гаагского коллекционера знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Гомер. 1663 год. Маурицхёйс, Нидерланды.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Гомер. 1663 год. Маурицхёйс, Нидерланды.

В то же время Бредиус создавал собственную, частную коллекцию, которая украшала его особняк в историческим центре Гааги. Он был опытным покупателем и знатоком художественных рынков Европы. Например, в некрологе The New York Times упоминалось, что искусствовед однажды купил подлинного Вермеера за 100 долларов и продал его 30 лет спустя за 100 тысяч.

Джозеф Крониг родился в 1887 году и долгие годы проработал критиком и арт-дилером. В начале XX века он познакомился с Бредиусом. Они вместе путешествовали в поисках произведений искусства в Германию, Францию, Испанию, Италию и Россию. Во время поездки в США они посетили промышленника Генри Клея Фрика, который собирал большую коллекцию искусства и завещал её Нью-Йорку.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Два африканца. 1661 год. Маурицхёйс, Нидерланды.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Два африканца. 1661 год. Маурицхёйс, Нидерланды.

Возможно, это вдохновило Бредиуса сделать что-то подобное. В 1922 году он переехал из Гааги в Монте-Карло и оставил свою коллекцию при условии, что город откроет его особняк для посетителей — позднее там открыли Музей Бредиуса. Лучшие произведения отправили в Mauritshuis.

Постепенно эксперты начали сомневаться, что многие из подаренных картин принадлежат кисти Рембрандта. Например, две из них — «Изучение старухи» и «Трони старика» — на сайте музея атрибутированы как подражание Рембрандту. В 2007 году картину «Саул и Давид» отправили на повторную атрибуцию из-за больших сомнений в подлинности работы. Спустя несколько лет музей подтвердил, что картина принадлежит кисти Рембрандта.

В конце жизни Бредиуса незнакомец принёс ему картину «Ужин в Эммаусе», которая, по-видимому, была написана в XVII веке. Историк сразу же определил, что полотно написал Вермеер. Картину с большой помпой повесили в музее. Однако через сорок лет один из самых известных фальсификаторов Хан ван Мегерен признался6 что это он подделал картину. Эта история запятнала репутацию Бредиуса.

Подписывайтесь на нашу группу «Вконтакте» — там вы найдёте дополнительные материалы к статьям и новые увлекательные истории.