Наследники знаменитого искусствоведа требуют вернуть его картины Рембрандта, которые были завещаны голландскому музею.
Музей Маурицхёйса в Гааге является домом для таких шедевров, как «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера. Долгие годы его возглавлял историк искусства Авраам Бредиус. В своём завещании Бредиус распорядился передать музею 25 картин Рембрандта, а также полотна других художников, которые он успел собрать за свою жизнь.
Однако против решения покойного выступили его наследники. Адвокаты подали ходатайство в окружной суд Гааги, назвав поведение музея «грубым нарушением» условий завещания. Дело в том, что Бредиус завещал, чтобы все картины были выставлены в музее постоянно, но повесили только часть полотен.
Иск подали Отто и София Крониг, внучатые племянники Джозефа Кронига — искусствоведа и близкого друга Бредиуса, который был единственным наследником бывшего директора музея. Крониг был примерно на 30 лет моложе Бредиуса, и тот часто называл его «протеже» и «пасынком». Отто заявил, что когда они с сестрой посетили музей, чтобы увидеть подарок, то были шокированы — картин не было на месте.
Теперь семья Крониг требует аннулировать завещание и вернуть все картины. Отто и София не хотят продавать шедевры, но требуют, чтобы картины были доступны публике, а не висели «в задней комнате». Mauritshuis ранее выражал сомнения, что все подаренные картины подлинные, и якобы не стал показывать публике некоторые полотна, потому что они слишком «уродливые».
Авраам Бредиус родился в 1855 году. За годы работы он стал признанным экспертом по голландским старым мастерам и выдающимся мастером атрибуции картин. В 1889 году Бредиус стал директором Mauritshuis и возглавлял музей в течение 20 лет. В эти годы коллекция музея значительно выросла, туда попала от гаагского коллекционера знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера.
В то же время Бредиус создавал собственную, частную коллекцию, которая украшала его особняк в историческим центре Гааги. Он был опытным покупателем и знатоком художественных рынков Европы. Например, в некрологе The New York Times упоминалось, что искусствовед однажды купил подлинного Вермеера за 100 долларов и продал его 30 лет спустя за 100 тысяч.
Джозеф Крониг родился в 1887 году и долгие годы проработал критиком и арт-дилером. В начале XX века он познакомился с Бредиусом. Они вместе путешествовали в поисках произведений искусства в Германию, Францию, Испанию, Италию и Россию. Во время поездки в США они посетили промышленника Генри Клея Фрика, который собирал большую коллекцию искусства и завещал её Нью-Йорку.
Возможно, это вдохновило Бредиуса сделать что-то подобное. В 1922 году он переехал из Гааги в Монте-Карло и оставил свою коллекцию при условии, что город откроет его особняк для посетителей — позднее там открыли Музей Бредиуса. Лучшие произведения отправили в Mauritshuis.
Постепенно эксперты начали сомневаться, что многие из подаренных картин принадлежат кисти Рембрандта. Например, две из них — «Изучение старухи» и «Трони старика» — на сайте музея атрибутированы как подражание Рембрандту. В 2007 году картину «Саул и Давид» отправили на повторную атрибуцию из-за больших сомнений в подлинности работы. Спустя несколько лет музей подтвердил, что картина принадлежит кисти Рембрандта.
В конце жизни Бредиуса незнакомец принёс ему картину «Ужин в Эммаусе», которая, по-видимому, была написана в XVII веке. Историк сразу же определил, что полотно написал Вермеер. Картину с большой помпой повесили в музее. Однако через сорок лет один из самых известных фальсификаторов Хан ван Мегерен признался6 что это он подделал картину. Эта история запятнала репутацию Бредиуса.
Подписывайтесь на нашу группу «Вконтакте» — там вы найдёте дополнительные материалы к статьям и новые увлекательные истории.