Немного правителей Венгрии сохранилось до сегодняшнего дня в исторической памяти народа. К их числу, помимо Иштвана, а до него еще и Аттилы, относится Матьяш Корвин (Матьяш Хуньяди) — венгерский король с 1457 года, которой родился в 1443-м, а умер в 1492 году.
Он поднял Венгрию на вершину могущества, и с его правлением связывают наивысший расцвет Венгерского государства. А после его смерти государство быстро пошло под уклон и в конце концов частично стало жертвой турецких завоеваний. Почему так произошло?
Сама судьба Матьяша Корвина исключительна. Он был сыном Яноша Хуньяди, худородного валашского (то есть где-то с окраин Венгерского королевства) дворянчика, который сделал блестящую карьеру при дворе Сигизмунда Люксембурга — венгерского короля из соответствующей люксембургской династии. В 40-е годы XV века Янош Хуньяди стал крупнейшим землевладельцем Венгрии. Он был великолепным выдающимся полководцем, сражавшимся с турками, и, кроме того, он стал правителем Венгрии. Будучи сам малообразованным человеком, он понимал достоинства и необходимость образования и своим двум сыновьям ― Ласло и Матьяшу ― он дал прекрасное образование. Их учили очень образованные, европейского кругозора люди, среди которых был Янош Витез — тоже гордость венгерской культуры, один из предтеч венгерского гуманизма.
Матьяш получил очень хорошее образование. Но отец его довольно рано умер, Венгерское королевство безотносительно к отцу осталось без короля и венгерское общество встало перед выбором: кому же быть королем? За это место боролись и польский король Казимир IV, и будущий германский император Фридрих III, и между ними встрял этот не имеющий королевских корней молодой человек, которого при поддержке венгерского дворянства в 15 лет подняли на трон, уже после смерти его отца. Конечно, это из ряда вон выходящее событие.
К началу его правления государство очень ослабло. Проблемы были еще при Сигизмунде Люксембурге, и всякие неурядицы с венгерским королевством еще больше его ослабляли, корона переходила из одних рук в другие. И даже когда Матьяш Корвин занял трон, то корона Святого Иштвана, так называемая Святая венгерская корона ― необходимый атрибут легитимизации его власти — была в плену у Фридриха III Габсбурга. За нее пришлось воевать и в конце концов выкупать ее за очень большие деньги и путем заключения очень важного и имевшего далеко идущие последствия договора о том, что в случае, если династия Корвина пресечется, венгерский трон перейдет к Габсбургам. Молодой Матьяш Корвин думал, что вся жизнь впереди, у него будет много детей, пошел на этот договор, но жизнь сложилась не так.
Корону Матьяш получил, был признан легитимным королем и сразу приступил к реформам. Государство, его растаскивали крупнейшие феодалы, которые были маленькими королями по окраинам страны, казны не было, войска не было. И он принялся за то, что в первую очередь стал договариваться со старой аристократией, договорился с ней, но опираться на нее, конечно, не мог. Поэтому он создал новую аристократию из тех людей, которые были ему преданы, — это Кинижи, Батори, Запольяи, которые, особенно Запольяи и Батори, в XVI веке сыграют очень большую роль в истории Венгерского государства. Таким образом, он укреплял свою власть этим окружением.
Но в его окружении были не только воины, политики, но и интеллектуалы, такие как Ян Панноний и его дядя, Янош Витез, — люди, которые учились в Италии, получили гуманистическое образование в итальянских университетах и могли давать советы вполне современные и полезные. Матьяш понимал, что и созданная им аристократия может отступиться от него, как, собственно, и произошло, поэтому он должен был искать более надежную опору и нашел ее в лице дворянства, которое за него голосовало и подняло его на трон.
Он предоставлял дворянству всевозможные привилегии, одарял землями, давал должности в государственном аппарате и предоставлял все более и более широкие права по самоуправлению в дворянских комитатах. С этого времени дворянство стало действительно могучей силой, которая и при Матьяше, и впоследствии играла очень важную роль в политической жизни государства. Он укреплял экономическую базу своей власти ― это было необходимо, потому что к его приходу казна была пуста. Для этого он конфисковал земли у непокорных, увеличил домен, взял в свои руки доходы от шахт, таможен, от торговли скотом, давал привилегии городам, создавал торговые села. Этим он смог поднять экономику и резко увеличить доходы казны.
Матьяш увеличил налоги, но при этом население не очень жаловалось, потому что, видимо, комбинацией мер он смог создать довольно льготный налоговый режим. За счет этого он смог создать сильное войско, что тоже было важно для того, чтобы укрепить свою власть. Это было знаменитое на всю Европу «Черное войско», состоявшее из 40–45 тысяч человек, фактически наемников, но которые составили костяк его армии во время походов и против турок, и на запад (правда, после его смерти это войско, оказавшись без жалования, распалось). Наконец, он предпринял административные реформы в центральном аппарате: преобразовал канцелярии, для того чтобы сконцентрировать власть в своих руках, и расширил функции надора. Надор — это второй после короля, фактически наместник короля в государстве. В то время, когда сформировались сословия, а в Венгрии главным сословием было дворянство, носитель этой должности играл роль посредника между королем и дворянством. Все это, конечно, укрепило власть короля и позволило ему вести активную внешнюю политику.
Во внешней политике он осуществлял два направления. Первое, наиболее раннее направление — это оборона против турок. Следуя традициям наступательной обороны, которые выработал его отец, он осуществлял походы на Балканы, правда, не так глубоко, как его отец, и смог на какое-то время остановить наступление турок. Но главной заслугой его на этом направлении было то, что он создал систему пограничных крепостей, которые были призваны останавливать не только большие походы турок, но и мелкие набеги. Это тоже позволило сдержать натиск турок.
Но в 70-е годы Матьяш обратил взоры на Западную Европу, амбиции его выросли. Сначала он ввязался во внутреннюю борьбу в Чехии и воевал с Иржи Подебрадом — как известно, это время Гуситских войн. Он смог одолеть, захватил Моравию, Силезию, Лужицы и вынудил чешские сословия провозгласить себя королем, но после смерти Подебрада те выбрали другого короля — им стал уже Владислав Ягеллон из польской династии. Так что тут у него не получилось. Главным его противником был Фридрих, эрцгерцог Австрийский, будущий император Фридрих III. Он проигрывал войны с Матьяшем, и Матьяш смог занять Нижнюю Австрию, захватил Вену, сделал ее своей столицей. Он рассчитывал создать таким образом империю и даже сохранил это положение до своей смерти, но, к сожалению, после его смерти вся эта пирамида власти если не разрушилась, то очень ослабла, и когда из-под нее вынули важные кирпичики, то она в 20-е годы XVI века рухнула.
Причина этой неудачи очень важна для Средних веков: он не смог оставить после себя законного потомства. Тем не менее Матьяш остался в истории, потому что это было действительно блестящее правление, и блеск его правления подкреплялся еще и тем, что он создал блестящий двор. Он был меценатом и создал придворную культуру гуманистического толка — это был первый ренессансный двор в заальпийской Европе.