На самом деле — беру, но провожу жёсткий отбор. Я люблю работать со взрослыми, просто обожаю. Я больше 20 лет преподаю английский язык и сегодня хочу поделиться с вами некоторыми советами как сэкономить своё время и нервы.
Если вы репетитор, советую дочитать до конца. Да, я опишу свой опыт преподавателя английского, но мои рекомендации, или назову их модным словом — лайфхаки, — универсальны и могут пригодиться любому, кто занимается частным преподаванием.
Итак, начнём.
Обычно мне пишут что-то типа:
Я к Вам с просьбой, если честно. Хочу подучить английский. Не могли бы Вы кого-то посоветовать или, может быть, сами возьмётесь?)
И вот это вот "хочу подучить" меня сразу напрягает. Потому что если я хочу что-то выучить, то я иду и учу, а не морочу другим голову.
Когда у меня была своя лингвистическая школа, я много читала о том, как вести бизнес, и одна мысль мне очень понравилась:
- есть 20% клиентов, которые приносят 80% денег, — их холим и лелеем,
- а есть 20% клиентов, которые создают 80% геморроя, — их отправляем к конкурентам, пусть они им мозги выносят.
И мы определили для себя правила работы. Когда к нам приходил родитель с ребёнком или занятый взрослый первый раз, мы озвучивали наши жёсткие условия, и люди либо сразу уходили, либо оставались с нами навсегда, потому что с нами было хорошо, и они действительно учились общаться по-английски. А самое главное — нам с ними тоже было хорошо.
Этот же принцип работы я перенесла в свою частную практику.
Поэтому первый вопрос, который я всегда задаю взрослым , — Вам английский для чего нужен?
И дальше я слышу (а теперь больше вижу в переписке) топ-3 невнятных ответа:
- для себя
- для путешествий
- ...ну и поговорить при необходимости.
На этом месте можно уже прощаться. Но я же учитель. Я хочу, чтобы человек учился осознанно и целеустремлённо, а не тратил свою жизнь на ненужную ему сейчас учёбу.
Поэтому я не могу "жаждущего знаний" сразу бросить и задаю второй вопрос — А что у Вас со временем? Это вопрос про то, насколько человек вообще загружен, а не про свободное время для занятий.
И дальше классика жанра:
Я на работе — 24/7, в эти дни свободного времени нет. В остальные — могу подстроиться)
А ещё у меня семья, фитнес и выполнение домашних заданий с детьми. Но для занятий я найду время — есть желание, есть интерес.
Когда я была репетитором, начинающим и наивным, я хавала это всё за чистую монету. Мы начинали заниматься, но подстраивалась почему-то всегда я. Регулярных занятий не было, и результата, какого бы мне хотелось, тоже.
Но один случай раскрыл мне глаза.
Я занималась с главным бухгалтером в одной международной компании. Занятия были запланированы 2 раза в неделю вечером с 19:00 до 21:00.
По факту, мы даже 1 раз в неделю не всегда встречались. А уж о том, чтобы сделать какое-то домашнее задание, и речи не шло.
И вдруг однажды звонок посреди дня: "Надин, меня через неделю отправляют в командировку в Германию на обучение. Тренинг будет на английском. Мы не могли бы неделю до моего отъезда позаниматься каждый день(!) ?"
Я: "У меня будет время только с утра". — "Я согласна!"
И мы занимались 7 дней подряд с 7 утра до 9, потом у неё рабочий день, но запланированные два занятия с 7 вечера до 9 мы не отменили, и их тоже отработали. А ещё она успевала посмотреть присланные презентации на английском языке. И начала читать английскую книжку, которую я ей подарила год назад!
Язык прогрессировал бешенными темпами. Она благополучно съездила на свой тренинг, вернулась довольная. И всё вернулось на круги своя — занятия переносятся/отменяются, времени на домашние задания нет.
В тот момент я поняла, что взрослые занимаются только тогда, когда у них есть жёсткая необходимость.
Изучение языка (да и чего угодно) — это забег на очень длинную дистанцию. Очень часто взрослые бросают примерно через полгода, потому что работа, семья, другие дела оттягивают силы и время.
Чтобы был результат, заниматься нужно каждый день (я имею в виду не занятия с преподавателем, а взаимодействие с языком). Потому что нам нужно, чтобы в нашей оперативной памяти изучаемый язык не стирался 24-часовой окружающей средой русского языка.
Нужно каждый день выделять 1-1,5 часа как минимум в течение года. В противном случае прогресса не будет. В лучшем случае человек потратит время и деньги и очень быстро вернётся к исходному уровню. А у преподавателя останется чувство неудовлетворённости проделанной работой.
Да, я за то, чтобы работа приносила не только деньги, но и удовольствие. И я сама решаю, хочу я заниматься с обратившимся ко мне человечком или нет.
Поэтому, когда взрослый мне говорит, что хотел бы позаниматься английским, я его прошу подумать хорошенько, действительно ли ему это нужно))
Со временем у меня выработался чёткий алгоритм по отбору учеников, которые действительно готовы работать на результат. Он состоит из трёх действий.
1. Проведите бесплатное собеседование
Основная цель для вас - узнать реальную мотивацию обратившегося. Спросите, где и когда конкретно он планирует применять получаемые знания и навыки. Если у потенциального ученика нет чёткой цели, это первый звоночек для вас, что с ним не стоит связываться - пусть ищет кого-нибудь другого, готового терпеть эти бесконечные переносы занятий.
А они всегда будут. Будут всегда находится веские причины для того, чтобы не прийти на занятие по согласованному расписанию. Время у вас в расписании под этого ученика занято, а денег он не приносит 😡.
Попутная цель, но не менее важная, - понять насколько вам комфортно общаться с этим человеком. Любое обучение - это общение, и если кто-то вам не нравится или взаимодействие вызывает дискомфорт, от такого ученика лучше отказаться сразу.
Это нормально. Мы все - люди и общаемся с теми, кто нам ближе по духу, и на работе в том числе. А репетиторство - это тоже работа, и лучше чтобы вам не нужно было себя заставлять общаться через силу. Ничего хорошего из этого не выйдет.
Чтобы узнать и почувствовать всё, что вам нужно, вполне достаточно 30 мин. Я сейчас провожу собеседования только онлайн, поэтому даже не трачу время на дорогу.
2. Обозначьте твёрдые правила
Ой, как страшно в первый раз сказать, что вы работаете по предоплате. Но вы убережёте себя от кучи пустых часов, проведённых в ожидании нерадивого ученика.
Чётко выставленные границы показывают вашему потенциальному студенту, что вы цените себя и своё время, а значит и он будет вас ценить. И где-то на бессознательном уровне чувствовать, что если вы можете себе позволить так безапелляционно проговаривать правила, значит вы того стоите.
В общем, говорите сразу, что нужно внести предоплату, и деньги за пропущенные занятия не возвращаются.
3. Назначьте адекватную цену
Определите для себя, сколько стоят ваши услуги. Не смотрите на самые низкие цены на рынке. Найдите на рынке труда репетиторов со схожим опытом и квалификацией и сравните, сколько они берут за свои занятия.
И маленький лайфхак. Если по каким-то причинам вам не хочется или неудобно заниматься с обратившимся учеником, а он очень-очень хочет и настаивает... назовите цену, которую вы считаете сейчас ну очень дорогой.
Либо человек откажется, либо вы заработаете приятную для себя сумму. И в следующий раз уже увереннее будете обсуждать цену за свои частные уроки.
Кстати, если вам понравилась моя статья, подпишитесь на канал. Вы всегда будете видеть уведомления о новых публикациях в своей ленте подписок.
Ваша,
Надежда Урусова