Найти тему

Фестиваль РНО. Мессиан, Капле, Дебюсси. Дирижер – Александр Рудин

Российский национальный оркестр
Российский национальный оркестр

Закрытие фестиваля Российского национального оркестра было «французским».

Программа была для меня темным лесом, ибо с творчеством представленных в ней композиторов я знакома мало.

У Мессиана слышала только «Проблески потустороннего» и впечатления были неоднозначные: «подъемные» моменты напряжения музыки понравились, канва в целом – нет, не мое.

С исполненным в тот вечер «Гимном о святом таинстве» произошло то же самое: точечно мне красиво, а в целом – погружение в плотную безвоздушную ( а возможно наоборот – воздух Мессиана слишком насыщен) атмосферу. Это словно бы какое-то звуковое поле, даже при движении внутри ( у инструментов же есть партии!) как будто бы в целом ничего не происходит или происходит слишком медленно. По крайней мере для меня.

Композитор считается гуру импрессионизма в музыке, причем в основном - духовной, практически все его сочинения посвящены тем или иным религиозным сюжетам. Мессиан был глубоко верующим, служил органистом в церкви св. Троицы в Париже. Еще он был орнитологом, в названиях его произведений, да и в звучании тоже можно услышать виды, голоса, интонации самых разных пернатых.

Я честно слушала эту музыку, но при попытках уйти мыслями на духовную составляющую, вспоминала концерты Musica sacra novа, где религиозные чувства настигали порой даже когда это сложно было предположить, тут в этом смысле почему-то не прониклась.

Александр Рудин и Федор Безносиков
Александр Рудин и Федор Безносиков

Второе произведение – музыкальная фреска для виолончели с оркестром Андре Капле – «Богоявление». На виолончели солировал Александр Рудин, а за дирижерским пультом появился Федор Безносиков. Забавно, на входе в зал капельдинеры предупреждали о замене дирижера ( должен был быть Клеман Нонсье): знаете, вместо Нонсье будет Безно(нсье, так и хотелось сказать)сиков.

Эта музыка мне очень понравилась. Оказывается «Богоявление» звучало в России впервые, так что опять повезло с открытием. С одной стороны удивительно, что Капле оказался старше Мессиана, его музыка, на мой субъективный взгляд – более свежая и интересная, с другой я все время забываю, что чем новее музыка, тем она, к сожалению, все теряет и теряет драйв и пульс. Остается один морок. У Капле тоже импрессионизм, но такой, который не буксует.

Поскольку данная фреска был создана по эфиопской легенде о путешествии трех волхвов к малденцу Иисусу, то в музыке это отразилось в африканских нотах, было достаточно ударных и мелодики черного континента.

Александр Рудин очень впечталил своей игрой, у него получилось совместить классический вдумчивый подход с нестандартной партитурой, с экспериментальными моментами. Фрагмент виолончельного соло и часто-часто пульсируеющего ритма ударных очень запомнился, качает отлично.

Подумалось, что и Мессиану, и Капле подошла бы какая-то визуализация - авторская анимация или хореография.

Второе отделение было отдано масштабной музыкальной мистерии «Мученичество Св. Себастьяна» Клода Дебюсси на стихи Габриэле Д’ Ануццио.

Эта музыка создавалась в свое время для труппы Иды Рубинштейн, которая исполняла роль, собственно, святого Себастьяна (что вызвало скандал). Для спектакля привлекались Фокин, Бакст, но успеха мистерия не имела и музыка играется с тех пор очень редко.

В исполнении на фестивале РНО принимала участие госкапелла им. А. Юрлова, солировала сопрано Альбина Шагимуратова, литературный текст на французском читала Сати Спивакова.

Поначалу я очень впечатлилась музыкой, ибо она большая, как я люблю. Настроение модерна, мистицизма, хоровые партии любопытные, похожие на хор древнегреческой трагедии, солистки хора контральто пели от имени мужчин, текст очень нетипичный для чего-то христианского – страстный, образный, словно бы все балансирует между христианством и язычеством.

Но потом оказалось, что музыка опять же слишком просторная для меня. Это как с авторским кино, думала об этом в этот вечер очень много. Неспроста в изначальной постановке была хореография, думаю, она добавляла динамики и важных акцентов.

Однако, скучно мне не было, я внимала с удовольствием, ведь было достаточно яркого: вдохновенное чистое пение Шагимуратовой, прекрасный оркестр, хор, Сати Спивакова с ее актерской интерпретацией текста и хорошим французским.

Сати Спивакова, Александр Рудин, Альбина Шагимуратова, солистки  Госкапеллы им. А. Юрлова
Сати Спивакова, Александр Рудин, Альбина Шагимуратова, солистки Госкапеллы им. А. Юрлова

А как красив был момент после окончания произведения! Владимир Спиваков собственной персоной поднес жене нежный букет, мне кажется, расчувствовался весь зал.

Факт: программа вечера была изысканная, нетривиальная, хорошо, что РНО и А. Рудин собрали такой редкий и тонкий материал, однозначно все это - воспитание публики.

Впрочем, весь фестиваль РНО по сути получился просветительским, наполненным новой для многих слушателей музыкой, настроением открытий и высоким уровнем исполнительского искусства.

Владимир и Сати Спиваковы
Владимир и Сати Спиваковы