Полезно ли разговаривать со своими усопшими сродниками и близкими? Если очень редко, и в качестве чисто психологического утешения и без мнения, что эти разговоры наделены мистическим содержанием, то полезно, потому что за годы общения у каждого закрепилась привычка разговаривать с дорогим человеком. Такие короткие символические устные послания в адрес усопшего будут подогревать в душе напоминание о неуничтожимости и вечности человеческих душ. Но увлекаться такими разговорами опасно, и стоит разобраться – почему так?
Конечно, Бог всемогущ и может устроить совершенно все, что угодно – даже общение живых с усопшими, о чем говорят Священные Писания и Предания Церкви. Может Отец Небесный сделать и так (и делает), что слова, произносимые на земле, будут переданы в загробный мир. Так, если с богоугодными просьбами и хвалениями молиться Богу и Его святым угодникам – это будут письма в рай. Вполне Создатель способен дать услышать наши слова и обитателям ада.
Но по этому поводу важно помнить, что если Бог и может все, что не может ни одно существо, то Он вовсе не обязан делать для нас все подряд. Тем более, рассылать наши послания по всему загробному миру.
Конечно, христианин точно может разговаривать со своим усопшим близким после сорока дней после его кончины, если точно знает, что тот был в земной жизни святым человеком. А святые, само собой, – очень большая редкость. Церковь не дает никакую рекомендацию разговоров с несвятыми, но спасенными людьми все по той же причине: Бог может сделать возможным такое общение, но не обязан этого делать.
Если не принять все вышеназванное во внимание и настойчиво пытаться разговаривать с умершим близким, гарантированно можно войти в область общения с духами тьмы. Скорее всего, такой переговорщик с загробным миром начнет замечать и слышать "ответы" на свои обращения в виде знаков и слов в голове. "Покойный" может даже рассказать контактеру с миром мертвых, что его душа живет в святости на небесах и покажет ему изумительные видения. Понятное дело, от кого будут такие "ответы".
Мистик возомнит себя "православным медиумом", впадет в духовную болезнь под названием прелесть, а может даже собрать вокруг себя секту с православным антуражем. Это все очень сильно будет напоминать известную российскую псевдохристианскую группировку имени Славика Чебаркульского, от связи с которой Русская Церковь еще в лице святейшего патриарха Алексия II строго предостерегала.
Итак, настойчивые разговоры с усопшими – это, по сути, форма оккультной практики по общению с "мертвыми", что называется спиритизмом и запрещена всем верующим в Истинного Бога еще в Ветхозаветную эпоху.
Даже если бес почему-то не начнет прельщать любящего разговаривать с умершим близким, возникает вопрос в области обычного здравого смысла: зачем часто говорить с душой усопшего, если она не отвечает?
Кроме того, что в обсуждаемом деле есть опасность прельститься; попытки общения с мертвыми в принципе не являются высшим видом человеческого проявления – христианского делания, которое включает в себя и молитву.
Учение Церкви о загробной участи человеческих душ никак не говорит нам, что усопшим могут помочь цветы на могилах, роскошные надгробья или разговоры с ними. Помогают только личное и церковное поминовение этих душ, милостыня, подаваемая за них, чтение ради их упокоения священных текстов. Церковь рекомендует всем молиться за усопших дома, а если те были крещены – заказывать в храме за упокоение душ панихиду или литию, подавать на проскомидию записку с именем усопшего или заказать сорокоуст.
Мы видим, как новые люди только-только рождаются, другие живут с нами в земном мире, а третьи, один за другим, умирают. И рано или поздно среди третьих окажется каждый из нас и наши родные и близкие. В нерелигиозном мировоззрении факт смертности духовно угнетает человека, но для настоящего верующего должно быть все наоборот. Христиане имеют надежду на встречу с дорогими им людьми в небесном мире и на вечную жизнь с ними в Небесном Царстве.
Важно только помнить, что никого нельзя спасти насильно, поэтому такая встреча может и не состояться по причине недостижения либо скорбящего, либо усопшего минимально необходимых для жизни в раю добродетелей.
Господь Иисус Христос учит, что недопустимо любить даже самого дорогого человека больше, чем Отца Небесного. А кто любит Отца Небесного, тот любит и самого важного и родного Человека в жизни каждого христианина – Иисуса Христа.
На приходах можно наблюдать, как жизнь многих верующих имеет перекос в сторону церковного поминовения живых и усопших. Конечно, такие люди любят тех, кто им близок, и верят, что некая сила поможет, но само по себе христианством это не является. Христианство – это, в первую очередь, стремление спасти свою душу.