Найти в Дзене
imgb

Поход на байдарке вокруг острова Кильпола.

Оглавление

Летом 2024 года я решил отправился в трехдневный поход по национальному парку "Ладожские Шхеры" и заливу Лехмалахти. Путешествие оказалось довольно увлекательным, так что я решил поделиться своими впечатлениями.

залив Лехмалахти, остров Стрела.
залив Лехмалахти, остров Стрела.

День первый

Стартовал с территории турбазы Сильвер, где оставил свою машину под присмотром по довольно демократичной цене. Сборы и дорога заняли довольно много времени, поэтому старт состоялся уже после 15 часов. Я не ставил себе целью пройти в первый день какое-то большое расстояние, но оказалось, что все близлежащие стоянки были заняты, не смотря на то, что был вторник. Поскольку с недавних пор посещение "Ладожских шхер" стало платным, было принято решение в первый день идти на восток по территории Ленинградской области - по заливу Лехмалахти, не заходя в сам заповедник. Не с целью экономии, а просто в суете не успел получить разрешение на посещение. Решил встать на ночлег и оформить всё вечером, в спокойной обстановке.

Стоило отойти чуть дальше мест, где может и не было свободных оборудованных стоянок, но можно было как-то выйти на берег, как тут же начался дождь. Конечно можно было найти хоть какое-то место и попробовать спрятаться, но я подумал вот что: Как только я вылезу из байдарки, в неё сразу начнет заливать дождь, рискуя намочить что-нибудь важное. Конечно все вещи были упакованы в гермомешки, но лишний раз рисковать я не стал и продолжил свой путь под дождем. Слава богу было довольно тепло и дождь не доставлял сильного дискомфорта.

В итоге, подходящее место для ночлега я нашел только на острове "Большой Черный", и то я был на нём не один. Поскольку я не шёл к этому острову целенаправленно, а обходил все попутные острова с целью найти стоянку, путь до него от старта составил 14 километров. Стоянка оказалась неплохо обустроена. Отличное, выложенное камнем кострище, стол и лавки. Правда мусора прежние посетители оставили прилично. Я так понял, что до меня тут стояли какие-то охотники. Об этом говорила недожаренная дичь на кострище, и даже не разделанная тушка какой-то птицы, размером чуть меньше курицы. Короче пришлось немного прибраться.

-2

Рядом со стоянкой был выход на скалистый берег, нависший над водой. С него открывался красивый вид на закат и бухточку, где я припарковал байдарку.

Остров Большой Чёрный
Остров Большой Чёрный

День второй

Минувшим вечером, спокойно и без суеты, я получил разрешение на посещение национального парка, так что ничто меня более не сдерживало. Как только подсохла палатка, я собрал вещи и, обогнув остров Большой Черный с запада, направился к бухте Лакиалахти - обходить остров Кильпока со стороны открытой Ладоги.

Пролив между островом Черный и островом Монтоссаари
Пролив между островом Черный и островом Монтоссаари

Ничего не предвещало беды: Чистое синее небо, небольшой бриз и спокойная гладь воды. Осадков прогноз не обещал и я спокойно отправился в сторону больших открытых просторов.

Со стороны открытой Ладоги, Кильпола и острова-спутники выглядят совсем иначе, нежели в части шхер, закрытой от большой воды. Берега здесь - это выходы каменных горных пород, часто с крутыми или отвесными склонами. Редкие деревья фантастическим образом цепляются за голые камни, слегка покрытые мхом. Лес как будто отступил от края и только самые смелые деревья вышли на скалы, чтобы полюбоваться суровой красотой Ладожского озера.

В этом походе я был ограничен временем - надо было обязательно уложиться в три дня, поэтому не смог зайти в залив Сукмылахти. Жаль. Но я обязательно восполню этот пробел в другой раз.

В этот день дождь застал меня в районе острова Киурусари. Да, ещё утром прогноз не предвещал беды, но природа не согласилась и решила добавить приключений в моё маленькое путешествие. Обновленный прогноз обещал окончание дождя в течение часа, а поскольку один час - это его минимальная разрешающая способность, была надежда, что дождь закончится и того раньше. Ветер усилился, но так как он был направлен от берега, большой волны не поднял. Было принято решение идти дальше.

Как только я начал форсировать залив Лаакиалахти, началась гроза. Лаакиалахти - это небольшой залив, шириной всего около 500 метров и на один километр уходящий вглубь острова Кильпола. Расстояние действительно небольшое, но находиться посреди открытой воды будучи насквозь промокшим и с алюминиевым веслом в руках во время грозы - мне почему-то стало страшно. Развернулся и пошёл обходить залив вдоль берега.

Обойдя залив, мне показалось, что дождь заканчивается, и я пошел дальше. Но нет, ветер снова нагнал тучи, погода стала ещё хуже.

Следующая стоянка встретилась только на мысе Пусуниеми. Выходить из байдарки не стал по тем же причинам, что и в предыдущий день. Однако мыс удачно закрывал меня от ветра и высокие деревья прямо на берегу немного успокаивали мои страхи по поводу попадания молнии.

Решил просто поболтаться какое-то время тут, в надежде на улучшение погодных условий.

Дождь стих примерно через час.

Вообще конечно Ладога после дождя - это особое зрелище. Вода начинает успокаиваться, всё вокруг начинает играть красками на солнце. Даже унылые гранитные глыбы, торчащие из воды, начинают наливаться сочным цветом, по сравнению с часами мрачной грозовой погоды.

Безымянный залив вблизи острова Петросаари оказался обжитым множеством акваферм. По карте казалось, что это чуть ли не самое отдаленное от цивилизации место, но нет. В этом месте от нее точно не скрыться.

А дальше был залив Найсмери. Природа резко изменилась и стала более дружелюбной. Хотя конечно все острова здесь - по прежнему каменные глыбы торчащие из воды, но уже менее лысые, обильно покрытые грунтом и деревьями. Берега частично заросли тростником. Не знаю как описать такие места. Уютные что ли. Это уже не то место, где ты испытываешь себя, а скорее куда хочешь съездить с семьёй и друзьями хорошенько отдохнуть. Это не было моей целью, поэтому я немного потерял интерес. Потом был пролив Кавантсалми, Уйтонсалми, залив Уласканселькя.

В итоге, пройдя в этот день 24 километра, я остановился на острове Руйссаари. К моему удивлению, несмотря на то, что он совсем недалеко от цивилизации, все стоянки на нём были свободны. Костровище, стол с лавками, натянутые веревки для сушки вещей. На столе даже стояла баночка с букетом из местной флоры. Весь остров убран, как будто перед генеральским визитом. Даже весь мусор вывезен. Большое спасибо ребятам из турклуба "Пик", организовавшим эту красоту. Один только недостаток был у этой стоянки - муравьи. Их тут было очень много. Но спустя какое-то время мы друг к другу привыкли и они перестали меня атаковать.

День третий

На третий день оставалось пройти только 7 километров. Приключений в этот день со мной никаких не случилось. Проснулся по неизвестной причине около 5 часов утра. Не спеша собрался и направился в сторону базы. Был полный штиль. Вода гладкая, как зеркало, и не одной души. Ну, бодрствующей души. Меня окружало сонное царство. Солнце уже взошло и ярко освещало окрестности. На небе не было ни облачка. В этом медитативном состоянии я и добрался до точки финиша.

Заключение

Путешествие мне очень понравилось. Хочу его повторить в расширенном варианте и желательно с компанией, правда хотелось бы на другой байдарке. Я прошёл этот путь на байдарке "Шуя 1" - вроде как она именно для такого и предназначена. Но она оказалась очень чувствительна к качеству сборки, к давлению в баллонах, веслу, технике гребли... Да вообще ко всему. Возможно мне попался бракованный экземпляр, или руки у меня не из того места. В следующем году постараюсь купить "Гарпун 4.5", или, если хватит денег, "Вектор 1". Я не задумываясь купил бы "Стайер" от "Тритона", но после этой "Шуи" немного усомнился в качестве гибридных байдарок этой фирмы.

За те два дня, что я находился на территории национального парка, у меня ни разу не проверили разрешение на посещение и регистрацию плавсредства. Оформление разрешений на суда без мотора производится без оплаты, но является строго обязательным, как сообщает сайт национального парка.

Отправляясь в этот поход, я рассчитывал использовать для приготовления еды и напитков воду из самого озера, но оказалось, что в это время там цветёт какая-то водоросль и вся вода была в зеленой пыльце. Употреблять такую воду в пищу я не решился, и протянул эти три дня на 7 литрах воды, взятых "на всякий случай". Хватило прямо в притык. На последней стоянке пришлось экономить, чтобы осталось что взять с собой в байдарку. На этом маршруте можно было пополнить запасы - на турбазе "Воронов форпост" есть магазин. Но я так глубоко зарыл в байдарку свою герму с документами и деньгами, что пришлось бы полностью разгрузиться, чтобы ее достать. Решил идти дальше и не тратить время. Ну и конечно сделал выводы на будущее.