Найти тему
@uspeh_rebenka

“Вы меня во всем ограничиваете! Не даете жить нормально». Что делать, если семья это слышит

Традиционная ошибка, которую можно заметить практически в каждой семье, – все внимание старших направлено на текущие трудности, проблемы, недочеты, ошибки.

Но самое главное – на тотальное увлечение злом, точнее интернетом.

Внимание похоже на луч прожектора. Мы своими словами и реакциями подсвечиваем детям дорогу. И часто происходит так, что в социуме и так неразбериха, везде все плохо. А родители то и дело системно упрекают. Мол, «ты понимаешь, что надо учиться, а не гулять и играть! О чем ты вообще думаешь?»

Исследователи уже связали факт чрезмерного вовлечения поколения в цифровую среду с негативным воздействием на когнитивное развитие. В том числе на способности к освоению предметов школьной программы.

Поэтому упрекать своего ребенка в том, что его психические функции развиваются в эпоху цифровизации, мягко говоря, нецелесообразно. «О чем ты вообще думаешь?» Ни о чем, потому что его исполнительные функции, система процессов, связанных с произвольным и устойчивым вниманием, не развиваются.

И наша задача этому учить, а не упрекать.

Любой подросток думает, что родители ограничивают его свободу и возможность жить так, как он сам хочет. Обсудим как это изменить.

На самом деле родитель не должен жить жизнью своего уже достаточно взрослого тинейджера. Дел обычно и без того хватает. Уже в 4-5 лет маленький ребенок берет под контроль поведение, пытается продумывать и строит минимальные планы своих действий. А уж в 14-15 лет дети напоминают стратегов, которые блестяще прогнозируют, что нужно сделать, чтобы получить то, что они хотят. Как обойти запреты взрослых, как выиграть эти ежедневные противостояния.

На инфантильном уровне, если ты грамотно можешь вырываться из-под родительской опеки, – ты крут. Всех облапошил, чтобы ничего не делать! Герой!

Но взрослый уровень начинается тогда, когда ты способен:

• самостоятельно планировать линии поведения по всем направлениям в соответствии с текущими целями. Какие они?

• изменять реакции в зависимости от контекста (подробнее в следующих публикациях);

• избирательно уделять внимание нужным стимулам. Не потому, что родители требуют садиться за уроки;

• контролировать ход выполнения сложных задач, включающих рассуждение и принятие решений.

Многие слышали выражение – где внимание, то и растет.

Поэтому для семьи важно развернуть свой луч в сторону помощи ребенку в адаптации к условиям внешнего мира.

Мы перестаем то и дело упрекать в том, что все плохо и становится еще хуже.

Мы помогаем планировать свои действия по каждому направлению, которое развивается. И подросток сам должен почувствовать, что он является этой силой, субъектом собственной деятельности.

Никто им не пытается управлять и командовать. А поэтому приходится начинать вращать шестеренки, думать своей головой. И тут работает простое правило – успех порождает успех. Если сегодня ты получил двойку, то надо просто спросить себя: «Что нужно сделать, чтобы завтра исправить на три». И попробовать это сделать, получить малейший результат и порадоваться ему. Так можно запустить саморегуляцию. Даже в случаях, когда родители уже потеряли силы и веру. Просто по факту педагогические подходы были некорректные.

К компьютеру можно посадить очень быстро, через свои необдуманные слова и действия. Сложнее оттуда вытаскивать.

Сформированная система регуляции – это индивидуальный маршрут, когда сам подросток уже понимает смысл того, что он делает. И управляет своими социальными ролями. Поэтому все родительское внимание должно быть сосредоточено на совместном развитии сфер жизни, где объективно появляются сложности. Обдумывании - как ты можешь улучшить результат? И радости от того, что хотя бы самую малость удалось изменить. Так из года в год будут развиваться когнитивные способности, набираться осмысленный опыт, благодаря которому появляется такой важный механизм, как самоконтроль.

Тогда цифровой мир перестает восприниматься местом, куда можно убежать от невыносимой реальности за глотком свежего воздуха. Потому что дома настолько токсичная среда, что сложно дышать.

И просто становится местом для проведения досуга, когда ты уже все свои задачи, которые планировал, сделал. И продумываешь, что осталось. На сегодня, на завтра. И на дальнейшую жизнь. Потому что ты понял, как ее строить в реале.

Правило. Помогайте детям планировать пути выхода из текущих проблем. Они могут вообще не касаться обучения, но забирать очень много сил и внимания. Жизнь – это не ноша из бесконечных требований, а просто движение к личным достижениям.