Найти в Дзене
Art Poster

Как автодизайнер возродил полузабытую автомарку

Судьба автомобильного бренда Stutz нетипична: он пережил сразу две инкарнации. В первый раз он был основан — и назван в свою честь! — в 1911 году талантливым инженером Гарри Штутцем (или Статзом — ох уж это непредсказуемое произношение иностранных фамилий в английском языке!). В то время компания довольно быстро стала вполне успешной и отметилась выпуском нескольких ярких моделей. Среди них стоит упомянуть превосходный спортивный автомобиль Stutz Bearcat, который в 1912-м выиграл 25 из 30 гонок, в которых принял участие. Или Blackhawk, едва не установивший рекорд скорости. Но довольно скоро наступила Великая депрессия, похоронившая знаменитые и сверхуспешные Duesenberg и Auburn Cord, а вместе с ними — сотни куда менее известных компаний. Среди почивших был, увы, и Stutz.

Гоночный суперкар Stutz Bearcat (1912)
Гоночный суперкар Stutz Bearcat (1912)

На этом можно было, собственно говоря, и завершить эту историю, если бы спустя некоторое время в неё не вмешался легендарный американский автодизайнер Вирджил Экснер. В декабре 1963 года в журнале Esquire была опубликована его статья, им же, понятное дело, и проиллюстрированная. Впрочем, рисунки стоит признать главным в этой публикации, поскольку они изображали фэнтезийные модели завершивших свое существование знаковых автомобильных марок: как могли бы выглядеть автомобили Duesenberg, Mercer, Packard и Stutz... если бы эти фирмы-производители дожили до грядущего 1964 модельного года. Пока что это были лишь эскизы, ничего более.

Разворот журнала Esquire (декабрь, 1963)
Разворот журнала Esquire (декабрь, 1963)

Но дело в том, что эскизы Экснера совпали по времени с зарождением нового направления в автомобильном дизайне — ретро-стайлинга, или неоклассики. Первым представителем нового подхода стал Excalibur. Дизайнер Брукс Стивенс поставил на шасси Studebaker Lark Convertible 1963 года кузов, стилизованный под Mercedes-Benz SSK 1928 года.

Excalibur (1963) — одна из первых ласточек ретростайлинга
Excalibur (1963) — одна из первых ласточек ретростайлинга

Поэтому неудивительно, что вскоре Вирджил Экснер получил предложение от сына основателя марки Duesenberg, Фреда Фрица Дюзенберга: возродить наследие отца, используя новую стилистику. Это начинание не увеначалось успехом по банальной причине — у сына закончились деньги. Тогда Экснер обратился за помощью к финансисту Джеймсу О’Доннелу, и на этот раз всё получилось! Ретроавтомобили стали выпускать под маркой Stutz — как ни странно, потому лишь, что она была свободна для использования (за другие бренды пришлось бы платить правообладателям).

Логотип возрождённой марки Stutz (1968)
Логотип возрождённой марки Stutz (1968)

Результатом совместной деятельности Экснера и О’Доннела стала модель Stutz Blackhawk, роскошная и дорогая. Заводская цена на модель 1971 года была относительно умеренной — 25 тысяч долларов, но вскоре появились сообщения о продаже авто за 40, 50 и даже 85 тысяч долларов. А один из нескольких эземпляров, собранных в Италии, обошелся своему владельцу в умопомрачительные 129.500 долларов!

Stutz Blackhawk (1971)
Stutz Blackhawk (1971)

Несмотря на высокую цену — а, возможно, и благодаря ей — спрос на "Черного ястреба" (или, говоря по русски, канюка, птицы из семейства ястребиных) был весьма высок. Богатые автолюбители буквально выстраивались в очередь, желая стать обладателем статусного авто. Самый первый экземпляр приобрел сам О’Доннел, второй же достался Элвису Пресли. На этот Blackhawk претендовал и другой культовый певец, Фрэнк Синатра, но он не согласился на условия производителя: тот обязывал его представить авто на Лос-Анджелесском автошоу и сфотографироваться с ним рядом. А вот Элвиса такие требования не отпугнули.

Stutz Blackhawk, принадлежавший Элвису Пресли
Stutz Blackhawk, принадлежавший Элвису Пресли

Король рок-н-ролла буквально влюбился в новый автомобиль, почти забыв ради него весь свой обширный моторный «гарем». В июле 1971-го, когда водитель разбил машину, и дистрибьютор предложил Элвису выкупить у него обломки, тот не согласился. Он вложил немалую сумму в ремонт автомобиля и оставил его на хранение в своем гараже, после его смерти тот стал частью экспозиции музея «Грейсленд». Впоследствии Элвис приобрел еще как минимум три Blackhawk. На своем последнем фото перед смертью он запечатлен рядом с одним из них.

Элвис Пресли за рулём одного из своих Stutz Blackhawk
Элвис Пресли за рулём одного из своих Stutz Blackhawk

Среди других обладателей автомобиля Stutz Blackhawk были звезды шоу-бизнеса Дин Мартин и Люсиль Болл, Сэмми Дэвис-младший и Уилсон Пикетт, Пол Маккартни и Элтон Джон, актер Аль Пачино и энтертэйнер Либераче. А также — автоконструктор Луиджи Колани, боксеры Ларри Холмс и Джордж Формен... и шах Ирана Реза Пехлеви, по слухам, приобретший не менее дюжины «канюков».

Дин Мартин и его Stutz Blackhawk
Дин Мартин и его Stutz Blackhawk

Какое-то время Stutz позиционировался как «самый дорогой автомобиль в мире»: лимузин Stutz Royale стоил аж 285 000 долларов! На цену влияло и то, что производство было лимитировано, и за первые 25 лет второго этапа
существования компании (1971–1995) было построено всего около 617 автомобилей.

C 1995 года сборка продажа автомобилей Stutz не производится, несмотря на то, что (согласно документам) компания продолжает существовать. Ею сегодня владеет инвестор из Лос-Анджелеса Уоррен Лю. Периодически в прессе проскальзывают сообщения о том, что он всё ещё рассматривает возможность очередного возрождения брэнда; последнее из таких сообщений озвучил журнал Forbes в 2016 году — и с тех пор ничего не изменилось.

А автомобили Stutz тем временем продолжают расти в цене.

Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные объекты, придумывать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей от стула до автомобиля успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Предметный и промышленный дизайн»).