Судьба автомобильного бренда Stutz нетипична: он пережил сразу две инкарнации. В первый раз он был основан — и назван в свою честь! — в 1911 году талантливым инженером Гарри Штутцем (или Статзом — ох уж это непредсказуемое произношение иностранных фамилий в английском языке!). В то время компания довольно быстро стала вполне успешной и отметилась выпуском нескольких ярких моделей. Среди них стоит упомянуть превосходный спортивный автомобиль Stutz Bearcat, который в 1912-м выиграл 25 из 30 гонок, в которых принял участие. Или Blackhawk, едва не установивший рекорд скорости. Но довольно скоро наступила Великая депрессия, похоронившая знаменитые и сверхуспешные Duesenberg и Auburn Cord, а вместе с ними — сотни куда менее известных компаний. Среди почивших был, увы, и Stutz.
На этом можно было, собственно говоря, и завершить эту историю, если бы спустя некоторое время в неё не вмешался легендарный американский автодизайнер Вирджил Экснер. В декабре 1963 года в журнале Esquire была опубликована его статья, им же, понятное дело, и проиллюстрированная. Впрочем, рисунки стоит признать главным в этой публикации, поскольку они изображали фэнтезийные модели завершивших свое существование знаковых автомобильных марок: как могли бы выглядеть автомобили Duesenberg, Mercer, Packard и Stutz... если бы эти фирмы-производители дожили до грядущего 1964 модельного года. Пока что это были лишь эскизы, ничего более.
Но дело в том, что эскизы Экснера совпали по времени с зарождением нового направления в автомобильном дизайне — ретро-стайлинга, или неоклассики. Первым представителем нового подхода стал Excalibur. Дизайнер Брукс Стивенс поставил на шасси Studebaker Lark Convertible 1963 года кузов, стилизованный под Mercedes-Benz SSK 1928 года.
Поэтому неудивительно, что вскоре Вирджил Экснер получил предложение от сына основателя марки Duesenberg, Фреда Фрица Дюзенберга: возродить наследие отца, используя новую стилистику. Это начинание не увеначалось успехом по банальной причине — у сына закончились деньги. Тогда Экснер обратился за помощью к финансисту Джеймсу О’Доннелу, и на этот раз всё получилось! Ретроавтомобили стали выпускать под маркой Stutz — как ни странно, потому лишь, что она была свободна для использования (за другие бренды пришлось бы платить правообладателям).
Результатом совместной деятельности Экснера и О’Доннела стала модель Stutz Blackhawk, роскошная и дорогая. Заводская цена на модель 1971 года была относительно умеренной — 25 тысяч долларов, но вскоре появились сообщения о продаже авто за 40, 50 и даже 85 тысяч долларов. А один из нескольких эземпляров, собранных в Италии, обошелся своему владельцу в умопомрачительные 129.500 долларов!
Несмотря на высокую цену — а, возможно, и благодаря ей — спрос на "Черного ястреба" (или, говоря по русски, канюка, птицы из семейства ястребиных) был весьма высок. Богатые автолюбители буквально выстраивались в очередь, желая стать обладателем статусного авто. Самый первый экземпляр приобрел сам О’Доннел, второй же достался Элвису Пресли. На этот Blackhawk претендовал и другой культовый певец, Фрэнк Синатра, но он не согласился на условия производителя: тот обязывал его представить авто на Лос-Анджелесском автошоу и сфотографироваться с ним рядом. А вот Элвиса такие требования не отпугнули.
Король рок-н-ролла буквально влюбился в новый автомобиль, почти забыв ради него весь свой обширный моторный «гарем». В июле 1971-го, когда водитель разбил машину, и дистрибьютор предложил Элвису выкупить у него обломки, тот не согласился. Он вложил немалую сумму в ремонт автомобиля и оставил его на хранение в своем гараже, после его смерти тот стал частью экспозиции музея «Грейсленд». Впоследствии Элвис приобрел еще как минимум три Blackhawk. На своем последнем фото перед смертью он запечатлен рядом с одним из них.
Среди других обладателей автомобиля Stutz Blackhawk были звезды шоу-бизнеса Дин Мартин и Люсиль Болл, Сэмми Дэвис-младший и Уилсон Пикетт, Пол Маккартни и Элтон Джон, актер Аль Пачино и энтертэйнер Либераче. А также — автоконструктор Луиджи Колани, боксеры Ларри Холмс и Джордж Формен... и шах Ирана Реза Пехлеви, по слухам, приобретший не менее дюжины «канюков».
Какое-то время Stutz позиционировался как «самый дорогой автомобиль в мире»: лимузин Stutz Royale стоил аж 285 000 долларов! На цену влияло и то, что производство было лимитировано, и за первые 25 лет второго этапа
существования компании (1971–1995) было построено всего около 617 автомобилей.
C 1995 года сборка продажа автомобилей Stutz не производится, несмотря на то, что (согласно документам) компания продолжает существовать. Ею сегодня владеет инвестор из Лос-Анджелеса Уоррен Лю. Периодически в прессе проскальзывают сообщения о том, что он всё ещё рассматривает возможность очередного возрождения брэнда; последнее из таких сообщений озвучил журнал Forbes в 2016 году — и с тех пор ничего не изменилось.
А автомобили Stutz тем временем продолжают расти в цене.
Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные объекты, придумывать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей — от стула до автомобиля — успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Предметный и промышленный дизайн»).