На Руси 28 сентября прозвали Никита Гусятник, Гусепролет, Репорез. Приметы и запреты, сложенные нашими предками для этого дня, были подспорьем в их нелегкой жизни.
В последние дни сентября все вокруг оглашалось криками отбывающих в теплые края журавлей и диких гусей. Крестьяне поднимали головы к небу и приговаривали, глядя на стройные клинья птиц: «Колесом дорога, колесом дорога! Возвращайтесь весной обратно!», «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу».
Шутники говорили, что гусь нос под крыло прячет — к ранней зиме, а если гусь заговорил с тобой — знать, хорошо ты Никитин день отметил.
В народе Млечный путь называли Гусиной дорогой, считалось, что по ней гуси прилетают весной и улетают осенью.
Охотники на диких гусей выходили на последний промысел. Считалось, что подстреленный в этот день гусь подарит промысловику удачу на весь год. Говорили, что мясо получает просто необыкновенный вкус после того, как птица «хватит ледку» на замерзшем в конце сентября мелководье.
В деревнях начинался забой гусей, откормленных за лето. Птица шла и на продажу, и на крестьянский стол. За хорошую птицу можно было получить неплохие деньги, но особого богатства гусятники не ждали: «Одним гусем поля не вытопчешь», «Птице теленка не высидеть».
Устраивались и гусиные бои. Воспитание боевого гусака — дело непростое, поэтому опыт и сокровенные знания передавались от отца к сыну и во многих местах существовали целые династии как владельцев, так и самих птиц с собственной родословной.
Одного гуся непременно жертвовали Водяному, у которого на Никиту — последний пир перед долгим зимним сном (ведь проснется он лишь 1 апреля). Все лето гуси жили под надзором водного хозяина, который никому их не давал в обиду, поэтому в ночь на Гусятника отрывали птице голову и бросали туловище в воду.
Оставшуюся голову относили на птичий двор, чтобы пропажу не обнаружил Домовой, охраняющий домашнюю птицу и пересчитывающий ее по головам. В противном случае он может напустить мышей в избу и попортить запасы, или вовсе дом спалить.
Остальным же от воды стоит держаться подальше, так как Водяной достаточно сердитый и раздраженный, готовится к зимовке, может и на дно утащить.
Начиналась стрижка овец, чтобы они успели заново обрасти до больших холодов. Снятую шерсть, промазанную жиром, на валенки да на шерстяные онучи, на суконки пускали.
Еще 28 сентября убирали репу с грядок, обрезали у нее ботву. Если задержаться, то ее прихватит морозцем и она станет мягкой, горьковатой и водянистой.
На осеннего Никиту по селам часто устраивались ярмарки, где продавали излишки урожая, мясо, шкуры и пух домашних животных, одежду из овчины, дрова, телеги.
Поэтому на Гусятника нельзя сорить деньгами, иначе в будущем могут ждать финансовые сложности.
Запрещалось поднимать с земли или пола оброненную кем-то монету. Если сделать это, можно обрести себя на нищету в следующие три года.
Нельзя одалживать и занимать деньги — это приведет к незапланированным убыткам.
Нельзя отдавать что-то из дома другим людям, на время или навсегда — в хозяйстве начнутся проблемы.
Не стоит начинать новые дела и проекты — сделать задуманное так и не удастся.
Хозяйки не подметали и не мели полы, чтобы удача не отвернулась от домочадцев.
Нежелательно проводить день в полном одиночестве, в противном случае одиночество будет долго преследовать.
Под запретом ссоры, скандалы, ругань, иначе отношения еще сильнее и надолго ухудшатся.
Нельзя хвалиться своими удачами и победами, красотой, имуществом, деньгами, чтобы не лишиться всего, чего добился.
Не рекомендуется долгое время проводить рядом с водоемами, чтобы не гневить Водяного и не искать проблем.
Незамужним женщинам не стоит любоваться на улетающих гусей и показывать на них пальцем, иначе суженого не удастся встретить до тех пор, пока гуси весной назад не вернутся.
Нельзя играть свадьбу — брак будет несчастливым.
Нельзя надевать старую и грязную одежду, в противном случае можно заболеть.
Погодные приметы на Никиту Гусятника помогали крестьянам определить, какой будет осень, а чего ждать от будущих сезонов.
Если гуси в этот день полетят, то на Покров (14 октября) будет мороз, а нет — зима наступит позже.
Если гусь стоит, поджимая одну ногу или клюв под крыло прячет, то холода совсем скоро наступят, а если в воде плещется, то тепло еще подержится.
Если дикие гуси сидят на земле, то осень будет теплой.
Гуси летят высоко — весной будет большое половодье.
Утки ныряют в пруду — жди дождя.
Домашние птицы купаются в лужах — к теплой и сырой зиме.
Журавли отлетели — через три недели ударят морозы.
Скворцы еще не улетели — к сухой и теплой осени.
Синица громко пищит — скоро зима придет.
Если в лесу много муравейников, зимой будут сильные морозы.
Много желудей — к лютой зиме.
Полевые мыши вырыли норы с теплой стороны — зима сухой будет.
Если в барсуках и зайцах много жира, то зима будет продолжительной и холодной, и наоборот.
Дождь предвещает позднюю и сырую весну.
Солнечный и сухой день предвещает скорое похолодание.
Ветви елей опущены вниз — к дождю.
Вечерний туман в этот день предвещает затяжные дожди.