Найти в Дзене

Мистика и алхимия в осенней новелле «Сбор урожая» Стеллы Фракта. О книге в цитатах

Можно ли понять произведение по отрывку? Рубрику «О книге в цитатах» открывает мистическая новелла «Сбор урожая» Стеллы Фракта — о том, как странствующий архитектор на Хэллоуин прибывает в замок, где ведьма, вампир и чернокнижник ищут секрет создания вселенной.

Стелла Фракта «Сбор урожая»
Стелла Фракта «Сбор урожая»
Антураж фильма ужасов мне был очень даже по душе, однако, как успел заметить Владан, порой даже самые любимые вещи навевают тоску.

***

– Ну же, господа, давайте соберем всю нечисть на грандиозную тусовку Карпатов! Солнце едва село, вся ночь впереди – Велесова ночь, ночь Самайна, Хэллоуина, окончание сбора урожая!

***

– Дорогой друг, – молвил Владан, обращаясь к мужчине напротив, – он молод или стар? Я не могу разобрать.

***

– Мсье Джозеф, – представила я Дьявола следом, – ученый и исследователь, алхимик, своего рода маг.

***

Рыжие черепа тыкв ощерились, выстроившись в ряд, как на подбор один уродливее другого. Художники по овощам из нас были никакие – и творения походили на монстров Франкенштейна, предназначенных скорее для защиты от злых духов (и от всего, что имело глаза), нежели для праздничного декора.
– Надо же, как можно испортить даже то, что уже, казалось бы, невозможно испортить, – хохотнул Дьявол, любуясь со стороны оранжевой армией голов.

***

Я надеюсь, история вашего путешествия так же увлекательна и таинственна, как и ваш облик, иначе нам придется поступить с вами так же, как с этими тыквами, чей рассказ мы сочли скучным.

***

Он объяснил, как именно пролегал его путь, и что именно он искал в странствиях. Это было вырванной из контекста историей, которую мы смотрим не с первой серии… Путешествие из одной страны в другую, бегство не от людей или обстоятельств, а от себя.

***

– С некоторого времени я перестал различать вкусы, – после затянувшейся неприятной паузы посетовал граф, – для меня все превращается в пепел. Поэтому я вам завидую.
– Осложнения после ковида, – отозвалась я, пожимая плечами.

***

Лишь у него, единственного из нас троих, при первой встрече с незнакомцем возник, казалось бы, уместный вопрос – зачем ему маска?
«У каждого свои причуды», – небрежно развела руками я, и оба мужчины в тот момент почему-то со мной согласились.
Небо было серым и матовым, заслонившим солнечный диск, положение которого невозможно угадать… Время суток здесь стало относительным явлением, имело значение лишь то, день это был или ночь. Днем граф прятался от света в склепе, Дьявол бодрствовал, но был погружен в свои алхимические трактаты, а я коротала время в компании цыгана или в одиночестве – не испытывая при этом дискомфорта, – совершая длительные прогулки по окрестностям замка, слушая музыку или окунаясь глубоко в собственные мысли.

***

– В любом случае, пока я в замке, я тоже играю отведенную мне роль.
– Не зная либретто?
Анж отвел глаза.
– Чаще всего мне не нужно его знать, – произнес он. – Да мне и не интересно, – добавил гость, а затем наши взгляды встретились. – У каждого свои причуды.

***

Дьявол приподнял масляную лампу, и закопченная изнутри колба озарила тусклым светом одну из картин. Я молчала, Анж тоже, и где-то привычно певуче завывал сквозняк.
– И как, глядя на них, не поверить, что портретист ворует души? – воскликнул Дьявол. – Как настоящие!
– Как живые, вы хотели сказать? – с усмешкой отозвался гость.
– В точку! Вижу, вам зашел наш инфернальный юмор, мсье архитектор.

***

– В этом замке все превращается в труху, неужели ты не успел привыкнуть?

***

Как бы я ни старалась весело проводить время, истинная сущность владений Черного Волка напоминала о себе. Мы прокляты, мы все здесь прокляты…

***

– Вы все трое – вы похоронили себя заживо в этой каменной коробке… Без света, без тепла, без музыки – только искусственные развлечения и бесконечные рассуждения. Зачем?

***

– Я действительно пытаюсь узнать о вас больше, – с непроницаемым видом говорил архитектор, – но мне нравитесь не вы.
Я в недоумении хлопала ресницами, а он добавил:
– Мне нравится ваш голос.

***

Я открылась ему – единственному, кого сочла достойным своей тайны, – я доверилась, а он поступил со мной так же, как с остальными.
Я знаю, что он бы ответил мне на такое заявление… Что его ролью было причинить мне боль – что я сама решила призвать его в свою жизнь, чтобы обжечься.

***

Он не расстроил меня… Это было что-то другое. На грани счастья, горько-сладкого удовольствия и боли – после того как что-то с упоением чесал и расчесал до крови.

***

Становилось все холоднее, на замок опустилась ночь – глубокая, беспроглядная, уютная как одеяло, заставляющая забыть о том, как красив день.
– Если вы ждали, что карты покажут текущее положение вещей в замке, – рассуждал владыка, – то Смерть здесь – фоновый лейтмотив. Не нужно воспринимать так буквально.

***

– Приглашая человека в свою жизнь, мы отводим ему определенную роль, – вкрадчиво говорил Дьявол. – И сами играем роль, которую он отвел нам.

***

Я глядела на книги на полу, но пока не могла уловить смысла. Он прочел их все, собирая по крупицам факты и сравнивая слова полоумных писателей, философствовавших от скуки?

***

Дьявол, как и все искатели алхимической истины, преследовал одну цель: обрести тот самый секрет, превращающий воду в вино, мертвое в живое. Он в совершенстве владел первым принципом – нигредо, – разрушая устаревшее, сравнивая с землей прошлое, создавая чистую равнину для будущего творчества; со второй, альбедо, построения, он справлялся практически так же резво и лихо, за счет тех, кто становился его адептами…
С последней – рубедо – он был не знаком. Он негодовал, порой злился, что созданное им существовало лишь механически, без души и пламенной агонии, без непостижимого секрета, спрятанного в каждом из нас, подаренного нам Архитектором, знавшим толк в завершающем этапе Великого Делания.

***

– Монстр – лучшее творение Архитектора, – заявила я. – В нем все то, что он мог подарить миру, вся красота и любовь. Все самое ценное творец вложил в него.

***

– В чудовище, рожденное на свет и тут же отвергнутое миром? В существе, обреченном на страдания, превосходящие все человеческие? Что за извращенная фантазия была у Архитектора?!

***

– Вся эта чепуха про любовь создателя к своему творению – твои домыслы, ошибка выжившего! Если бы ты была права, они бы не прокляли тебя и твою чертову вселенную, все бы было иначе!

***

– Это опасно, – как-то неуверенно отозвался он – словно сам уже сомневался.
– Не опаснее дилетантского подвешивания цыган или алхимии с Дьяволом… – фыркнула я с робкой улыбкой. – Я же под присмотром профессионала! Ну же, мсье Анж, покажите еще, научите меня бросать лассо!

***

Мы иногда такие глупые… Бежим от себя, бежим от ярких чувств – потому что боимся не перенести их стихийную мощь.
Стелла Фракта «Сбор урожая». Кадр из трейлера книги
Стелла Фракта «Сбор урожая». Кадр из трейлера книги

Итак, если вы хотите еще, то книга доступна в бумажном и электронном виде: Читай-город, Буквоед, Озон, Литрес, Букмейт, Майбук и другие.

Остались вопросы?