Одни молятся, другие воюют, третьи работают, таково ли было общество средних веков?
Laboratores , oratores и bellatores , т.е. те, кто работает, молится и сражается соответственно. Почти каждая публикация, посвященная обществу средневековой Европы, и каждый учебник, хотя бы незначительно затрагивающий этот вопрос, подчеркивают, что тысячу лет назад именно так понималось важнейшее разделение, определяющее порядок жизни и структуру власти.
Оно должно было выразить некогда распространенное убеждение, что каждый человек имеет свое неизменное место на социальной лестнице и присущие ему функции. Более того, такое разделение считается доказательством того огромного значения, которое придавалось задачам, выполняемым духовенством и вооруженными людьми в средние века.
Не совсем ясно, кто первым предложил такое видение общества. Есть много указаний на то, что это был сегодня почти полностью забытый монах из франкского монастыря в Осере по имени Гемон, писавший в середине IX века. В одном из своих библейских комментариев он заявил, что «языческое» деление на сенаторов, воинов и плебеев было заменено христианами новым: духовенством, воинами и земледельцами.
Вскоре, и, вероятно, под более или менее прямым влиянием Гемона, тот же список был процитирован ученым королем Англии Альфредом Великим. В своих размышлениях о природе собственной монархической власти он отмечал, что королю «нужно, чтобы его страна была полностью укомплектована людьми. Для этого ему нужны те, кто молится, те, кто сражается, и те, кто работает».
Слова были произнесены во второй половине IX века. Подобные комментарии из X века найти трудно. Однако они начали множится после 1000 года как в Англии, так и во Франции. Именно тогда Адальберон Лаонский утверждал, что «на Земле одни молятся, другие сражаются, третьи работают».
Как подчеркивает словенский историк Томислав Виньевич, даже среди узкого круга интеллектуалов существовали и другие, более популярные модели. Однако о них пишут не часто, поскольку им не свойственна та же заманчивая простота и очевидность. В подавляющем большинстве случаев такое разделение исходило от средневековых священнослужителей.
Они вообще не были предназначены для описания реальной картины общества. Они не были направлены на точную интерпретацию реальности. Последующие авторы ссылались на такое разделение в конкретных, часто специальных и личных политических интересах.
В подавляющем большинстве случаев комментарии исходили от священнослужителей.
Они вообще не были предназначены для описания реальной картины общества. Они не были направлены на точную интерпретацию реальности. Последующие авторы ссылались на такое разделение в конкретных, часто специальных и личных политических интересах.
Не случайно представители духовенства и поставили духовенство на том месте, которое, прежде занимали римские сенаторы. Таким образом духовенство хотело показать, что класс, к которому он принадлежит, должен руководить другими и иметь первенство во всех сферах жизни, а не только в вопросах веры.
Епископ Жерар Камбре, также упомянул трехстороннее разделение, главным образом потому, что хотел показать, кто должен иметь приоритет.
Высшие духовные сановники прекрасно знали о существовании торговцев, ремесленников, горожан... и всех остальных людей, которых нелегко отнести к тем, кто работал в поле, воевал или молился. Но они писали политические и религиозные трактаты, а не статистические ежегодники. Им не нужно было быть точными.
Видение трех групп общества в некоторой степени отразилось во французской системе, где с 14 века король созвал собрания представителей Генеральных штатов - разделенных соответственно на духовенство, дворянство и остальное население.
Однако в других странах его практическое значение было весьма незначительным. Слишком хорошо было осознано, насколько сложнее на самом деле была организация человеческой деятельности. Достаточно упомянуть, что автор немецкой проповеди, написанной около 1220 года, разделил все население на целых 28 различных слоев. Это больше соответствовало фактам, чем простая тройная система.