Найти тему
ForPost. Лучшее

Узбекистан посоветовал России «заниматься своими делами»: что дальше?

Оглавление

Где заканчивается языковой спор и начинается политический конфликт?

Фото: Арина Розанова | коллаж ForPost
Фото: Арина Розанова | коллаж ForPost

Недавний инцидент в Ташкенте, когда учительница русского языка подвергла школьника физическому наказанию и спровоцировала весьма неприятный диалог между Россией и Узбекистаном.

Напомним, история началась с того, что учительница ударила школьника за просьбу вести урок на русском языке, что само по себе удивительно в стране, где русский язык остаётся важным культурным и образовательным фактором.

Скандал, казалось бы, локального характера, быстро вышел на межгосударственную арену, когда Россия потребовала разъяснений от властей соседней страны через официальное заявление Министерства иностранных дел.

Не ваше дело!

Удивительно, но инцидент вызвал резкую реакцию вице-спикера парламента Узбекистана Алишера Кадирова, который подчеркнул суверенитет своей страны и осудил вмешательство России, предложив Москве сосредоточиться на собственных внутренних проблемах.

«Права ребенка нарушаются в школе Республики Узбекистан, в отношении ребенка гражданина Узбекистана, и меры принимаются на основании законов, принятых от имени народа Узбекистана! Было бы правильным, если бы они занимались полностью своими внутренними делами, а не заботились о наших внутренних делах», — написал Кадиров в телеграм-канале после весточки от российского МИДа.

Какие партнёры?

Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik
Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik

Такая позиция, естественно, вызвала ответную реакцию в России. Официальный представитель МИД Мария Захарова напомнила, что между нашими странами, поддерживающими партнёрские отношения, не должно быть никакой неприязни, к тому же на языковой почве.

Депутат Московской городской думы Андрей Медведев отметил, что игнорирование подобных заявлений может быть воспринято как слабость.

Ещё резче высказался Евгений Примаков, глава Федерального агентства по делам СНГ, который заявил, что действия учительницы являются проявлением антироссийских настроений.

Более того, он предложил рассмотреть возможность запретить ей въезд в Россию, а также лишить её и её родственников возможности учёбы или стажировок в РФ.

Что дальше?

Такое развитие событий поднимает более широкий вопрос о состоянии русско-узбекских отношений.

Россия традиционно поддерживает тесные связи с Узбекистаном, включая такие образовательные программы, как, например, строительство школ с русским языком обучения.

Самое интересное, что в сентябре прошлого года премьер-министр России Михаил Мишустин выразил готовность помочь в строительстве таких школ, что было встречено с благодарностью со стороны властей Узбекистана.

Это столкновение на почве языка — не просто изолированный инцидент. Оно символизирует более глубокие культурные противоречия, связанные с проблемами сохранения и развития русского языка в постсоветских странах.

Для понимания: в Узбекистане более 10% школ продолжают обучать детей на русском языке, и страна поддерживает проекты по совершенствованию методик преподавания, а также открытие филиалов российских вузов.

Однако эпизоды вроде этого показывают, что социальные и политические интересы могут быстро перерасти в национальные споры, затрагивающие вопросы идентичности, образования и даже государственного суверенитета.

Несмотря на правовые меры, принятые в отношении учительницы (арест и штраф, причём за ещё один инцидент: в другой школе она напала на заместителя директора), остаётся открытым вопрос, как такие происшествия повлияют на долгосрочные отношения между странами?

Понравилось? Ставь лайк и подписывайся — впереди ещё больше увлекательного!