Вспомните свою любимую сказку детства. Выберите в ней героя, который больше всего вам импонировал вам. Вы за него больше всего переживали и радовались. Что за стратегия была у него в сказке? Если вы сейчас вспомнили и осознали его стратегию, то теперь задумайтесь где в жизни вы используете такую же стратегию?
Например, ваша сказка «Золушка» или «Буратино». Кто стал вашим любимым героем? Возможно, это была Золушка, чья доброта и терпение трогают до глубины души, или Мальвина, олицетворяющая порядок и заботу. Те из вас кто любил милую Золушку, скорее всего и сейчас завоевывают любовь своего окружения через заботу о других и возможно они это делают даже за счет себя, принося свои интересы в жертву. Вспомните в какой сфере жизни вы порой чувствуете себя использованными и поймете о чем я.
А те, кому была мила прекрасная Мальвина, девочка с голубыми волосами, могут в какой-то из жизненных сфере быть строгими блюстителями правил, борцами за чистоту или хорошее воспитание. Лично я точно знаю как минимум одну Мальвину ( это моя свекровь)))). Другие герои других сказок будут нести свою стратегию. Надеюсь вы вспомнили свою сказку и своего героя и осознали где вы реализуете его стратегию.
Например, моя тетя находит себя в роли заботливой Золушки, забывающей о собственных нуждах ради семьи. А моя свекровь, как истинная Мальвина, стремится создать идеальный порядок в жизни своих близких. Эти образы живут в нас, направляя наши действия и выборы. Порой они приносят счастье, а порой мешают ему.
Например, у меня в детстве была любимая книга "Сказки Тихого Дона. Там была героиня моя тезка, которая спасала жителей Дона ценой своей жизни от врагов. Она даже в скалу потом превратилась в конце сказки, чтобы закрыть собой земляков от беды.. И я реально стала нести свою миссию для жителей Дона. Я управляю крупнейшим на Юге России психологическим центром, чтобы помогать людям. И порой тоже расстраиваю свою жизнь и свои силы слишком фанатично на этом пути.
Эти персонажи неслучайны; они являются отражением архетипов, которые были переданы нам через поколения. Как получается, что порой сказки предопределяют нашу жизнь?
В душе каждого из нас согласно Юнгу, есть связь с опытом всего человечества. И возможные "программы жизни" 9архетипы) передаться нам через связь нашей психики с так называемым коллективным бессознательным всего человечества и через воспитание и культуру. Теория коллективного бессознательного Карла Юнга — это не просто концепция, а глубокий ключ к пониманию человеческой природы и нашей внутренней жизни.
Архетипы ( в том числе Золушка, Мальвина и многие другие),, как невидимые нити, связывают нас с нашими предками и их опытом. Они формируют наши мысли, чувства и поступки, даже если мы этого не осознаем.
Юнг утверждал, что коллективное бессознательное — это общий для всех людей слой психики, хранящий опыт человечества. Это не просто сумма индивидуальных переживаний; это мощный ресурс, из которого мы можем черпать силы и мудрость.
В его основе лежат два ключевых компонента: архетипы и общечеловеческий опыт. Архетипы — это врожденные образы, которые формируют наше восприятие мира и поведение. Они проявляются в мифах, религиях и искусстве разных культур. Общечеловеческий опыт — это знания и переживания, накопленные человечеством на протяжении веков, которые могут проявляться в наших снах и фантазиях.
Важно понимать, что существует также индивидуальное бессознательное — уникальный мир каждого человека, содержащий личные переживания и воспоминания. Оно формирует нашу личность и влияет на то, как мы воспринимаем окружающий мир. Опыт нашего детства и нашего рода определяет, какие будут у нас активированы архетипы из опыта всего человечества, а какие подавлены. Например, какая-то мама могла поощрять у девочки черты золушки. А какая-то черты Мальвины. Моя говорила" Мы тебя назвали Светланой в честь очень доброй медсестры" и я понимала, что доброта - это то, что ждут от меня близкие.
Архетипы можно осознавать и корректировать. Например архетип героя может заставлять человека создавать себе трудности, чтобы все время их преодолевать. А Архетип великой матери, может заставлять человека удочерять и усыновлять психологически все вокруг себя: детей, супругов, сотрудников, партнеров и даже собственных родителей. И эта гипермать может быть как заботливой, так и строгой критикующей.
▎Архетип Героя
Архетип Героя встречается во многих литературных произведениях и фильмах. Персонажи, такие как Гамлет, Гарри Поттер и супергерои комиксов, олицетворяют этот архетип. Обычно они сталкиваются с серьезными испытаниями, которые способствуют их личностному росту и развитию.
Примеры:
- Гамлет — герой, который борется с внутренними конфликтами и моральными дилеммами.
- Гарри Поттер — молодой волшебник, который преодолевает трудности и сражается со злом.
- Супергерои (например, Спайдермен или Бэтмен) — персонажи, которые используют свои силы для защиты других, часто жертвуя собственным благополучием.
Люди с ярко выраженным архетипом Героя могут быть успешны в профессиях, связанных с риском и служением, таких как военные, космонавты или пожарные. Они стремятся к действию и готовы принимать вызовы. Но в мирное время они ищут проблемы даже там где их нет.
▎Архетип Матери
Архетип Матери представлен в различных формах: от заботливой королевы до устрашающей карающей ведьмы. От (заботливой) до разрушительной и подавляющей. Этот архетип исследует темы любви, жертвы и защиты.
Примеры:
- Заботливая королева-мать — символ любви и поддержки, которая всегда готова помочь.
- Разрушительная ведьма-мать — фигура, которая может подавлять или контролировать своих близких.
▎Научные исследования и подтверждения
Хотя теория архетипов пока подтверждается только правтикой и не является общепризнанной в всем научном сообществе, некоторые исследования подтверждают идеи Юнга. Например, работы в области нейропсихологии показывают, что определенные образы и символы могут активировать аналогичные области мозга у разных людей. Это указывает на то, что архетипы могут иметь глубокое влияние на наше восприятие и поведение.
▎Примеры исследований
1. LeDoux, J. (1996). *The Emotional Brain: The Mysterious Underpinnings of Emotional Life*. Simon & Schuster.
2. Hillman, J. (1975). *Re-Visioning Psychology*. Harper & Row.
Понимание коллективного бессознательного позволяет психологам глубже анализировать человеческое поведение. Многие психологические проблемы могут быть связаны с конфликтами между индивидуальным и коллективным бессознательным. Например, если личный опыт человека противоречит архетипическим образам, это может привести к внутренним конфликтам и психическим расстройствам.
В практической психологии существуют методы (например, метод активного воображения) через который можно не только диагностировать состояние архетипов в душе каждого человека (какие из них работают, а какие спят), но и активировать спящие для гармонизации жизни. Через эти приемы и методы можно также помочь себе решить любую жизненную задачу. Так как все решения уже давно готовы просчитаны в коллективном бессознательном благодаря опыту всего человечества. Нужно только получить к ним доступ.
Понимание теории коллективного бессознательного открывает перед нами безграничные возможности для самопознания и личностного роста. Она помогает нам осознать, что мы не одни в своих переживаниях и стремлениях; мы связаны с великой историей человечества, которая продолжает жить в нас. В этом глубоком единстве мы можем найти поддержку и вдохновение для нашего пути.
В современном мире, где индивидуальность часто ставится на первый план, понимание архетипов может помочь людям осознать свои общие корни и коллективный опыт человечества. Это знание может стать основой для более глубокого понимания себя и окружающих.
Автор: Ященко Светлана Александровна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru