Найти тему

История железных дорог: Вагоны в годы Гражданской войны.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

После Октябрьской революции ва­гонное хозяйство, как и весь транспорт, находилось в разрухе. Демобилизация армии, последовавшая за окончанием боевых действий на фронтах Первой ми­ровой войны, самым негативным образом отразилась на состоянии подвижного со­става. Затем началась Гражданская вой­на, во время которой железнодорожная техника эксплуатировалась буквально на износ. Производительность вагоноре­монтных заводов и мастерских снизилась. Запасы материалов и деталей для ремон­та вагонов, остававшиеся с довоенного времени, иссякли окончательно; новых, в связи с развалом промышленного про­изводства, не поступало. Из-за нехватки топлива распространилось хищение де­ревянных частей вагонов на дрова. Часто вагоны, поданные на пути мастерских для ремонта, порой самого незначительного, оказывались полностью лишенными де­ревянных элементов. У пассажирских ва­гонов срезали кожу с диванов, отрывали обшивку стен, воровали диваны и двери.

Множество вагонов переделывалось под бытовые нужды, согласно вкусам их но­вых обитателей: из купе устраивали уголь­ные склады, ванные комнаты, ледники для хранения продуктов. Конструкция вагонов, естественно, не была к этому приспособлена. В таких вагонах появлял­ся грибок, деревянные обшивка и рамы просто-напросто сгнивали и за год-два приходили в полную негодность. К концу 1919 года на дорогах бывшей Российской империи оставалось только 150 тыс. товар­ных вагонов в более или менее исправном ходовом состоянии.

Часто при переоборудовании времен­ных людских вагонов в товарные, вынимая печь, отверстие для дымовой трубы в кры­ше оставляли незаделанным из-за недо­статка кровельного железа. Дождь и снег, попадая во внутренние элементы крыши и стен, приводили к быстрому гниению де­ревянных и коррозии металлических дета­лей. Запретить обращение таких вагонов было невозможно вследствие острого де­фицита подвижного состава.

Мест для всех желающих уехать не хватало, и люди при переездах часто устраивались на крышах вагонов. По рассказам современников, это было совершенно обыденным явлением. Иногда на крышах ехали целыми семьями, со всеми нехитрыми пожитками. Число несчастных случаев и падений с крыш было очень велико.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Огромную опасность представляли мосты и тоннели, причем порталы тоннелей были опасны вдвойне: на них грабители поджидали поезда, вооружившись длинными баграми и крюками, при помощи которых с крыш проходящих составов скидывали все достойные внимания вещи. С людьми, пытавшимися отстоять свое имущество, тоже особо не церемонились, сбрасывая их с крыши вместе с поклажей. После про-хождения поезда грабители собирали вдоль путей скинутый «улов». Это было время войны и голода, хаоса и невиданного разгула криминала, когда любые вещи и продукты представляли огромную ценность, а человеческая жизнь не стоила ничего.

В условиях необходимости выполнения большого объема перевозок и острой нехватки вагонов железнодорожной администрации пришлось прибегнуть к следующим мерам:

- срок между конвенционными осмотрами был увеличен сначала до 4 лет, а затем и до 5 лет;

- было разрешено обращение вагонов без несъемного воинского оборудования;

- была разрешена замена железа на крыше толью, а позднее и деревом, вначале с пропиткой его смолой и варом, а потом и без пропитки;

- была разрешена подбивка букс пенькой, паклей и мхом.

Кроме того, для ускорения и повышения качества текущего ремонта вагонов проводился ряд мероприятий:

- временно был запрещен ремонт вагонов пассажирского парка и сложный ремонт товарных вагонов;

- вся наличная рабочая сила использовалась только для проведения различного мелкого текущего ремонта;

- ввиду нехватки материалов дорогам было рекомендовано исключить из инвентаря и разобрать вагоны, требующие сложного ремонта, используя полученные при этом запасные части для ремонта других вагонов;

- было введено премирование рабочих хлебом, представлявшим в то время гораз-до большую ценность, чем деньги;

- были организованы артели для под-готовки вагонов целыми составами (маршрутами), причем для этого привлекались не только железнодорожники, но и посторонние лица;

- часть вагонов была передана для ремонта на заводы и в мастерские промышленных предприятий.

Данные меры позволили несколько уменьшить негативные последствия транс-портного кризиса. Однако обеспечение требуемого объема перевозок пассажиров и грузов в период Гражданской войны для всех воюющих сторон было крайне сложным.

Продолжение следует…

Поддержите канал=поставьте лайк.