После Октябрьской революции вагонное хозяйство, как и весь транспорт, находилось в разрухе. Демобилизация армии, последовавшая за окончанием боевых действий на фронтах Первой мировой войны, самым негативным образом отразилась на состоянии подвижного состава. Затем началась Гражданская война, во время которой железнодорожная техника эксплуатировалась буквально на износ. Производительность вагоноремонтных заводов и мастерских снизилась. Запасы материалов и деталей для ремонта вагонов, остававшиеся с довоенного времени, иссякли окончательно; новых, в связи с развалом промышленного производства, не поступало. Из-за нехватки топлива распространилось хищение деревянных частей вагонов на дрова. Часто вагоны, поданные на пути мастерских для ремонта, порой самого незначительного, оказывались полностью лишенными деревянных элементов. У пассажирских вагонов срезали кожу с диванов, отрывали обшивку стен, воровали диваны и двери.
Множество вагонов переделывалось под бытовые нужды, согласно вкусам их новых обитателей: из купе устраивали угольные склады, ванные комнаты, ледники для хранения продуктов. Конструкция вагонов, естественно, не была к этому приспособлена. В таких вагонах появлялся грибок, деревянные обшивка и рамы просто-напросто сгнивали и за год-два приходили в полную негодность. К концу 1919 года на дорогах бывшей Российской империи оставалось только 150 тыс. товарных вагонов в более или менее исправном ходовом состоянии.
Часто при переоборудовании временных людских вагонов в товарные, вынимая печь, отверстие для дымовой трубы в крыше оставляли незаделанным из-за недостатка кровельного железа. Дождь и снег, попадая во внутренние элементы крыши и стен, приводили к быстрому гниению деревянных и коррозии металлических деталей. Запретить обращение таких вагонов было невозможно вследствие острого дефицита подвижного состава.
Мест для всех желающих уехать не хватало, и люди при переездах часто устраивались на крышах вагонов. По рассказам современников, это было совершенно обыденным явлением. Иногда на крышах ехали целыми семьями, со всеми нехитрыми пожитками. Число несчастных случаев и падений с крыш было очень велико.
Огромную опасность представляли мосты и тоннели, причем порталы тоннелей были опасны вдвойне: на них грабители поджидали поезда, вооружившись длинными баграми и крюками, при помощи которых с крыш проходящих составов скидывали все достойные внимания вещи. С людьми, пытавшимися отстоять свое имущество, тоже особо не церемонились, сбрасывая их с крыши вместе с поклажей. После про-хождения поезда грабители собирали вдоль путей скинутый «улов». Это было время войны и голода, хаоса и невиданного разгула криминала, когда любые вещи и продукты представляли огромную ценность, а человеческая жизнь не стоила ничего.
В условиях необходимости выполнения большого объема перевозок и острой нехватки вагонов железнодорожной администрации пришлось прибегнуть к следующим мерам:
- срок между конвенционными осмотрами был увеличен сначала до 4 лет, а затем и до 5 лет;
- было разрешено обращение вагонов без несъемного воинского оборудования;
- была разрешена замена железа на крыше толью, а позднее и деревом, вначале с пропиткой его смолой и варом, а потом и без пропитки;
- была разрешена подбивка букс пенькой, паклей и мхом.
Кроме того, для ускорения и повышения качества текущего ремонта вагонов проводился ряд мероприятий:
- временно был запрещен ремонт вагонов пассажирского парка и сложный ремонт товарных вагонов;
- вся наличная рабочая сила использовалась только для проведения различного мелкого текущего ремонта;
- ввиду нехватки материалов дорогам было рекомендовано исключить из инвентаря и разобрать вагоны, требующие сложного ремонта, используя полученные при этом запасные части для ремонта других вагонов;
- было введено премирование рабочих хлебом, представлявшим в то время гораз-до большую ценность, чем деньги;
- были организованы артели для под-готовки вагонов целыми составами (маршрутами), причем для этого привлекались не только железнодорожники, но и посторонние лица;
- часть вагонов была передана для ремонта на заводы и в мастерские промышленных предприятий.
Данные меры позволили несколько уменьшить негативные последствия транс-портного кризиса. Однако обеспечение требуемого объема перевозок пассажиров и грузов в период Гражданской войны для всех воюющих сторон было крайне сложным.
Продолжение следует…
Поддержите канал=поставьте лайк.