Выставка, организованная совместно галереями Q-ART и ГРОСart, представляет творчество более тридцати наивных и полупрофессиональных художников из московских частных собраний. В экспозиции показаны живописные, графические и скульптурные работы преимущественно второй половины ХХ века и современности, выполненные в различных техниках и материалах.
Феномен наивного художника уже давно занимает уважаемое прочное место в истории отечественного и зарубежного искусства. Например, в конце XIX – начале ХХ века громко прозвучали имена французского живописца, прозванного Таможенник Руссо, и российского примитива грузинского происхождения Нико Пиросмани, чьи работы украшают сейчас лучшие мировые музейные и частные собрания. Сильный интерес к их искусству в профессиональной художественной среде закономерно совпал с ослаблением позиций академизма и тягой к смелым модернистским и авангардным экспериментам.
В советских условиях похожая тенденция намечается в «оттепельные» 1960-е годы, когда особую популярность приобретает ЗНУИ, где проходило платное обучение рисунку, живописи и декоративно-прикладному искусству всех желающих, которое длилось в течение пяти лет. В числе молодых преподавателей были представители советского андеграунда Б. Турецкий, М. Рогинский, И. Чуйков, которые практиковали отказ от механического срисовывания натуры на первых порах обучения и всячески стремились сохранить индивидуальное, уникальное видение начинающих художников-любителей. Н. Крымов: «Подлинная оригинальность появляется лишь тогда, когда художник о ней не думает».
Причем залогом их характерной авторской стилистики служит не «ученое» предпочтение сознательно выбранного направления в искусстве, а непосредственное отражение в творчестве природного темперамента художника, склонного то к большей экспрессии в виде цветовой или композиционной экспансии, то, наоборот, тяготеющего к мягким лирическим и неторопливо развивающимся образам. Впрочем, устойчивым объединяющим качеством этого подкупающе трогательного визуального мира служит его основополагающая серьезность, которая читается буквально во всём: в старательном обращении с выбранными материалами, в уважительной передаче привычной предметной натуры, в любовном и вдумчивом отношении к лицам и фигурам людей. Нередко вызывающий у зрителя веселую улыбку, этот избыточный в своих неожиданных пластических метаморфозах наивный театр заведомо лишен малейшего намека на какое-либо поверхностное легкомыслие, язвительную иронию или саркастический гротеск.
Подобная идущая изнутри особая сосредоточенность и принципиальная антисалонность такого явления постепенно трансформирует и превалирующее к нему общественное отношение и восприятие, начиная с 1930-х годов: от забавного малозначительного курьеза (нередко лишь терапевтического и социально корректирующего свойства) до самостоятельного и полноценного художественного высказывания, способного на глубокие образные откровения. Так сегодня мы можем с полным правом констатировать, что наивное или примитивное оригинальное творчество, в известном смысле созвучное и различным народным промыслам, но разворачивающееся за пределами примитивизма как профессиональной стилизации примитива, представляет собой во всех отношениях серьезное и убедительное искусство. И не случайно говорили еще древние, что «серьезное произведение есть настоящая радость».
Выставка работает с 14 сентября по 13 октября 2024 года: понедельник – пятница с 11.00 до 20.00; суббота – воскресенье с 12.00 до 20.00