Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Трудно быть подростком

Ни для кого не секрет, что подростковый период, длящийся примерно от 11 до 15 лет, один из самых непростых для проживания. В этот момент на фоне острой чувствительности происходит перестройка всех процессов в организме и психике. Начинается активный поиск себя и своего месте в мире.

Так почему же быть подростком так непросто?

1. Бурная перестройка организма

Тело подростка меняется, становиться трудноуправляемым из-за чего подростки часто чувствуют себя неуклюжими. Им неудобно находиться в собственном теле. Оно кажется им инородным, "чужим", "неправильным". Они не успевают освоиться в этих переменах и собственное тело становиться для них фактором стресса.

2. Нестабильный эмоциональный фон

Гормональная буря вызывает частые перепады настроения. За одну минуту можно прожить глубочайшую тоску, дикую ярость и невероятное счастье. Такие "американские горки" сбивают с толку и часто расстраивают из-за невозможности закрепиться в каком-то состоянии.

3. Придирки к своей внешности

У подростков повышенный интерес к тому как они выглядят, но чаще всего этот интерес проявляется через самокритику. Активно изучая собственное тело (в котором им неуютно) они начинают воспринимать свою внешность через призму недостатков, болезненно воспринимая любое отклонение от "стандартов", к которым они тянуться.

4. Поиск своего “Я”

Острая необходимость понять, кто же они такие вызывает попытки примерять на себя качества, которые подросткам нравятся в других. Часто эти качества оказываются противоречивыми, что вызывает очередную волну недовольства собой.

Подростки активно изучают себя через свои отношения с другими людьми. Они накапливают опыт через разные сценарии, применяемые к ситуациям и болезненно реагируют, когда идеальный сценарий в их голове не соответствует действительности.

5. Отчаянный поиск “своих”

Это период, нестабильных отношений, когда лучшие друзья навек легко становятся врагами, что может быть очень болезненным. Подростки стремятся общаться с теми, на кого они хотят быть похожи, чьи черты они хотели бы развить у себя. Но любые отклонения от “идеальности” портрета легко вызывает негодование и непринятие. Для подростков крайне важно найти глубокую личную связь, но любое "несоответствие" в поведении другого становиться критичным и связи легко нарушаются.

6. Чувство взрослости и неготовность к ответственности

Подросток уже чувствует себя взрослым и очень придирчиво относиться к родительской опеке, что часто приводит к конфликтам. При этом нести полноценную ответственность подросток еще не готов и внутренне очень уязвим перед “взрослыми” трудностями. Желание быть самостоятельным и несоответствие портрету взрослого рождает много напряжения.

7. Отделение от родителей

В этот период родительский опыт теряет значение. Подросток начинает отвергать предлагаемые взрослыми представления. Эта склонность к бунтарству рождает огромное количество сложных конфликтных ситуаций к решению которых подросток еще не готов.

8. Противоречивое поведение

Активный ища своё место в мире подростки пробуют примерить на себя черты и ценности других людей, чтобы быстрее встроиться и не выделяться из толпы. При этом они остро чувствуют свою уникальность и хотят выделяться, быть “не как все”. Этот поиск часто сопряжен с противоречивыми желаниями и поступками и приводит к чувству растерянности.

9. Острое чувство одиночества

Чрезвычайная ранимость, непохожесть на других, нестабильные отношения со сверстниками и отдаление от родителей приводит к чувству одиночества. Подросток как будто остается наедине со своими трудностями, которые в его представлении совершенно непонятны другим.

10. Нестабильность интересов

Еще вчера им очень нравилось фотографировать, сегодня их тянет заниматься спортом, завтра хочется разбираться в автомобилях. Активное изучение мира требует постоянной смены деятельности и интересы становятся нестабильными. Этот фактор может начать тяготить подростка, так как он ищет себя через свою деятельность, формирует представление о себе. Невозможность закрепиться в каком-то образе вызывает у них беспокойство.

11. Повышенная чувствительность к внешней оценке

Не имея четкого представления о себе подростки оценивают себя глазами значимых для них людей и крайне чувствительно относятся к любой критике. Они очень уязвимы к замечаниям, несущими в себе негативную окраску и болезненно переживают любые "нападки" в свой адрес.

Подводя итоги можно сказать, что путь формирования комплекса представлений о себе сопровождается огромным количеством напряжения, которое подростку очень сложно регулировать. И самым ценным при взаимодействии с подростком может оказаться принятие его состояния и предоставление возможности как-то экологично разместить накопившийся в нем "вулкан" страстей.

Автор: Шевцова Ира
Психолог, Бизнес-тренер

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru