Человек на этом портрете — один из самых интересных личностей XVIII века, и не только среди наших соотечественников, а вообще. Когда знакомишься с биографией Григория Николаевича Теплова, буквально диву даешься. Чего только не вместила его жизнь! Взлеты, падения, заточения в крепости и угроза смертной казни, самые разнообразные занятия, в которых он достиг значительных успехов, дружба и вражда, любовь и ненависть... В общем, это был человек, полный противоречий, хороших и плохих качеств, но цельный в своем активном, деятельном характере, глубоком уме, обширных познаниях и многочисленных талантах.
Википедия пишет о нем так: "русский философ-энциклопедист, писатель, поэт, переводчик, композитор, живописец, библиофил и коллекционер XVIII века. Экономист, видный государственный и общественный деятель Екатерининского времени". И везде успешный!
Год его рождения, как и фигура отца, окутаны тайной. То ли явление на свет Григория произошло в 1711 году, то ли в 1714, 1716 или 1717. Но умер он точно в 1779. Мать его была истопницей Псковского архиерейского дома, но вот кто отец... Номинально им являлся архиерейский истопник, сам Теплов говорил, что его отцом был солдат, но, судя по всему, реальным папашей был псковский архиерей Феофан Прокопович, который потом принимал живое участие в судьбе Григория, обучал его в своей школе. Впрочем, юноше помогал и переводчик Василий Теплов, сын капитана Теплова, называя его родственником. Он взял мальчика с собой за границу, где тот изучил языки, а по возвращению в Россию в 15 лет поступил в Академическую гимназию, после чего в университет.
Еще будучи студентом, Теплов начал работать переводчиком в Ведомственной экспедиции для перевода иностранных известий, которые публиковались в Петербургских ведомостях. Тут он познакомился с Ломоносовым.
Занимаясь переводами и издавая переведенное, Теплов добился успеха, но ему хотелось более широкой деятельности. Его свояк Василий Теплов помог молодому человеку устроиться секретарем Кирилла Разумовского, брата фаворита Елизаветы Петровны. Юный Кирилл в 18 лет был назначен президентом Академии наук и художеств, но фактически делами заведовал его секретарь. В результате Теплов был жалован личным дворянством и получил должность асессора (управителя) Академической канцелярии. На этом посту он получил большое влияние, затевал интриги, враждовал с ненавидевшим его Ломоносовым, в общем, жил полной жизнью, но и работал на развитие науки и искусства в России.
Его арестовали по делу Волынского, но отпустили. Когда царем стал Петр III, Теплов опять загремел в крепость — на сей раз за то, что высказался от души о новом царе. Кирилл Разумовский и тут спас его. Будучи врагом Ломоносова и борясь с его реформами в Академии, Теплов подружился с Екатериной Дашковой и вошел в ближний круг великой княгини Екатерины Алексеевны. Он, как мог, помогал ей занять престол, и после переворота 1762 года стал тем человеком, кто готовил основные законодательные акты, сотрудничая с Никитой Паниным и Дашковой. Екатерина дала ему потомственное дворянство, но постепенно отдалила от дел, хотя сохранила с ним личные приятельские отношения.
Теплову некогда было скучать — он занимался философией, пополнял свою коллекцию, писал стихи и книги на самые разные и неожиданные темы (см. фото выше), сочинял и исполнял музыку, писал интересные картины, вел обширную переписку и т.д. Поразительный все же был человек...