обучение отечественному языку начинается чтением и рассказом прочитанного. Но при таком занятии сами собой рождаются вопросы: что и как читается и рассказывается, существуют ли для этого особенная метода и особенное руководство? Конечно, читать для упражнения в чтении можно все; но далеко не все из прочитанного может быть рассказано десятилетними читателями и далеко не все может быть объяснено им учителем с одинаковой пользой. Иная статья, написанная очень красивым языком, в то же время до того лишена всякого содержания, что ученик не может уловить в ней ни одной ясной и определенной мысли и даже сам учитель нередко затрудняется сделать ученику какой-нибудь вопрос о прочитанном, вопрос, предполагающий возможность положительного и сколько-нибудь дельного ответа. […] Другого рода статьи отличаются совершенно противоположным недостатком - в них слишком много содержания для десятилетнего читателя или это содержание такого рода, что для уяснения его требуется слишком много толкований со сто