обучение отечественному языку начинается чтением и рассказом прочитанного. Но при таком занятии сами собой рождаются вопросы: что и как читается и рассказывается, существуют ли для этого особенная метода и особенное руководство? Конечно, читать для упражнения в чтении можно все; но далеко не все из прочитанного может быть рассказано десятилетними читателями и далеко не все может быть объяснено им учителем с одинаковой пользой. Иная статья, написанная очень красивым языком, в то же время до того лишена всякого содержания, что ученик не может уловить в ней ни одной ясной и определенной мысли и даже сам учитель нередко затрудняется сделать ученику какой-нибудь вопрос о прочитанном, вопрос, предполагающий возможность положительного и сколько-нибудь дельного ответа. […] Другого рода статьи отличаются совершенно противоположным недостатком - в них слишком много содержания для десятилетнего читателя или это содержание такого рода, что для уяснения его требуется слишком много толкований со стороны учителя, толкований, заимствованных из разных наук и из разных сфер жизни, вовсе не знакомых маленькому читателю.
К.Д. Ушинский
Собрала подборку книг о традициях и поняла, что незаслуженно не упомянула о Константине Дмитриевиче Ушинском - родоначальнике научного подхода в педагогике в России.
Как подобран материал, как времена года раскрываются перед юным читателем. Тут есть очень разные разделы - от истории до легких стихотворений.
Особенно это актуально для тех, кто учит чтению детей. Хоть самые известные произведения «Детский мир» и «Хрестоматия» изначально адресовались читателям 8-12 лет и 13-14 лет, но многие материалы доступны уже и дошкольникам.
Ушинский отбирал материал по множеству критериев, отмечая художественные достоинства того или иного рассказа, но прежде всего он руководствовался насколько понятно для читателя раскрывается мир, как отражается многообразие русской природы. В «Детский мир и хрестоматию» вошли рассказы, стихи, материалы такие, чтобы пробудить в читателях большую любовь к своему отечеству, помочь формированию мировоззрения детей на принципах высокой нравственности и морали.
И как бы высокопарно не звучало, но сами тексты такие, будто ведется простая и приятная беседа с дельным и доступным содержанием, чем часто, увы, не могут похвастаться современные издания.
Это моя отдельная боль, когда в современных изданиях слог, тема, иллюстрации - все в разнобой и малышу непонятно по сути, а когда содержание становится соответствующим возрасту - слог оказывается уже слишком неподходящим.
Конечно, написанная более 100 лет назад своеобразная энциклопедия знаний об окружающем мире, о явлениях природы, о животных, птицах, растениях, минералах, не могла не устареть в некоторых вопросах.
Но подход с широтой кругозора, стиль речи, отобранные произведения русской классики могут служить прекрасным ориентиром в воспитании и обучении.