Найти в Дзене
Фотосфера

Как развить насмотренность?

Насмотренность — это способность видеть и анализировать визуальные элементы, такие как композиция, цвет и свет. Она важна для художников, фотографов, дизайнеров, архитекторов и всех, кто хочет глубже понимать и использовать визуальные образы.

Зачем вообще нужна насмотренность?

Все для того, чтобы отличать оригинальные решения от заурядных во всем, что нас окружает — от дизайна до кино. Чтобы находить отличия между увлекательными текстами и скучными, оценивать концепции на предмет глубины и продуманности. В творческой работе насмотренность помогает лучше понимать, какой контент точно заинтересует целевую аудиторию, что имеет потенциал стать вирусным и попасть в тренды, а что может остаться незамеченным.

Это не то, что дается с самого рождения, насмотренность — это навык, который каждый человек способен развить в себе при желании и щепотке усердства. Чем больше мы изучаем чужие работы, потребляем информацию и, важно, критически обрабатываем ее, тем больше потенциала открывает внутри себя, и тем более креативными становимся.

А где еще можно развить чувство стиля, как не в кино?

В кино композиция, освещение и работа с цветом играют ключевую роль в создании атмосферы и смысла каждой сцены. Чтобы развить свою насмотренность, важно не просто смотреть фильмы, но и осознанно анализировать их визуальные решения.

Ниже представлена подборка из пяти фильмов, которые особенно ценны с точки зрения работы с композицией, цветом и светом. Они помогут развить чувство стиля и лучше понять, как работает визуальная эстетика в кино.

1. «Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017)

-2

Режиссер Дени Вильнёв создал невероятно атмосферный мир в фильме «Бегущий по лезвию 2049». Эта работа — прекрасный пример того, как можно использовать цвет и свет для создания уникального кинематографического пространства. Вильнёв вместе с оператором Роджером Дикинсом использовали обширные пейзажи и глубокие ракурсы для того, чтобы придать каждому кадру ощущение величия и одиночества. Композиция каждого кадра продумана до мельчайших деталей, и каждый элемент служит цели создания визуальной гармонии.

Цвет: во вселенной оранжевые оттенки пустыни контрастируют с холодными синими и зелеными тонами мегаполиса, создавая ощущение футуристической антиутопии. Этот контраст подчеркивает разницу между естественной природой и искусственным, технологическим миром.

Свет: в фильме часто используется контровое освещение и свет, пробивающийся сквозь дымку или стекло, создавая загадочные и атмосферные сцены.

-3

Один из наиболее выразительных кадров — сцена, где главный герой стоит на фоне гигантской голограммы девушки. В этой сцене цветовая палитра (неоновый розовый, холодные синие тона) и освещение (прямой свет и игра теней) работают на создание сюрреалистичного и гипнотического визуального эффекта, усиливающего ощущение дезориентации.

-4

2. «Отель “Гранд Будапешт”» (The Grand Budapest Hotel, 2014)

-5

Уэс Андерсон известен своим особым стилем работы с композицией и цветом, и фильм «Отель Гранд Будапешт» является ярчайшим примером такого подхода. Каждая сцена фильма выстроена с ювелирной точностью — Андерсон использует симметрию и четкие линии, чтобы создать ощущения гармонии и завершенности. Этот авторский стиль узнаваем, готовы поспорить, вы с легкостью отличите его среди сотен других.

Композиция: симметрия — один из главных инструментов Андерсона. В большинстве сцен персонажи и объекты расположены строго по центру, что придает кадрам особую эстетику и визуальный ритм.

-6

Цвет: фильм насыщен яркими цветами — розовые стены отеля, пурпурные костюмы, желтые фоны. Каждый цвет здесь несет определенный смысл, усиливая настроение и стиль фильма.

Свет: освещение мягкое, без жестких теней, что делает сцены более «картинными». Этот подход подчеркивает эстетизацию и искусственность происходящего, превращая каждую сцену в визуальный шедевр.

-7

Кадры внутри самого отеля «Гранд Будапешт» — это настоящий урок симметрии. Например, сцена в вестибюле с яркими розовыми стенами, где все элементы кадра (мебель, персонажи, декорации) гармонично выстроены по центру. Яркие цвета, симметрия и четкость линий делают эту сцену одной из самых запоминающихся в фильме.

-8

3. «В настроении любить» (In the Mood for Love, 2000)

Картина Вонга Кар-Вая «В настроении любить» — это не только история о любви и одиночестве, но и потрясающий визуальный эксперимент. Фильм выделяется тонким использованием света и цвета.

Композиция: Большинство сцен построено на тесных пространствах: узкие коридоры и небольшие комнаты.Этот прием усиливает чувство замкнутости и скрытых эмоций. Клаустрофобам однозначно станет некомфортно. Зачастую камера снимает через окна, двери или отражения, что создает многослойную композицию и делает каждый кадр глубже — с “двойным дном” — и сложнее.

-9

Цвет: Цветовая палитра фильма насыщена теплыми красными, золотыми и коричневыми тонами, которые символизируют страсть и тревогу. Одежда героев, интерьер и освещение поддерживают эту эмоциональную напряженность.

Свет: В фильме много мягкого, рассеянного света, который создает интимную и меланхоличную атмосферу. Часто свет в кадре идет через щели дверей или окон, такое решение помогает подчеркнуть скрытые эмоции героев.

-10

Например, в одной из ключевых сцен герои беседуют в тесном коридоре. Мягкий свет, исходящий от лампочки на стене, создает теплые тени на их лицах, усиливая атмосферу меланхоличной близости. Композиция сцены (узкий коридор, герои, разделенные стеной) символизирует их внутренние барьеры и невозможность открыто выразить свои чувства.

-11

4. «Выживший» (The Revenant, 2015)

-12

Этот фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту выделяется своей среди всех натуралистичностью и великолепной операторской работой Эммануэля Любецки. Фильм снимался исключительно с использованием естественного света, что делает его одним из самых впечатляющих с точки зрения реалистичности.

Композиция: режиссер использует длинные кадры с плавными переходами, создавая эффект присутствия зрителя на месте событий и ощущения “перевода взгляда” с одного предмета на другой. Большие планы природы и маленькие фигуры людей в этих кадрах подчеркивают величие и беспощадность окружающего мира.

-13

Цвет: цветовая палитра фильма естественная и холодная: преобладают белые, серые и коричневые оттенки, что подчеркивает суровость природы и борьбу героя за выживание.

Свет: Натуральное освещение в фильме играет ключевую роль. Мягкий свет заката, утренний туман или яркий свет луны создают выразительные тени и текстуры, которые подчеркивают драматизм происходящего.

Кадр, где герой идет через заснеженные леса, освещенные рассветным солнцем, создает мощный визуальный эффект, передавая холод и одиночество. Естественный свет, падающий сквозь деревья, добавляет кадру глубину и драматизм.

-14

5. «Она» (Her, 2013)

-15

Фильм Спайка Джонза «Она» — это история о будущем, но визуально он передает теплую, приятную, почти ностальгическую атмосферу. Работа с цветом и композицией здесь тонкая и продуманная, она работает лишь на то, чтобы помочь передать эмоциональные состояния главного героя. Фильм отличается простыми, но выразительными кадрами. Пространства выглядят минималистично, каждый может почувствовать это неуловимое ощущение чистоты и уюта.

Цвет: Палитра фильма мягкая и пастельная. Преобладают теплые тона — розовые, красные, желтые и оранжевые. Благодаря им создается ощущение уюта, нежности и сентиментальности, палитра таким образом как бы контрастирует с футуристическим контекстом фильма.

Свет: Мягкое, рассеянное освещение подчеркивает интимность и спокойствие многих сцен, создавая ощущение погруженности в личный мир главного героя.

-16

Кадр, где главный герой сидит один в комнате, залитой мягким теплым светом, прекрасно иллюстрирует использование света для создания настроения. Красная рубашка героя контрастирует с окружающей его обстановкой, таким образом мы может практически на себе прочувствовать эмоциональность этого эмоциональность.

-17

Заключение

Эти пять фильмов демонстрируют разные подходы к использованию композиции, цвета и света. Каждый из них является учебником по работе с визуальными элементами. Просмотр таких картин помогает развивать насмотренность, открывать в себе новые грани креативности и давать понимание того, как картины могут оказывать воздействие на психологию человека. Как они могут заставлять нас смеяться, плакать, чувствовать себя на месте героя? Посмотрите и убедитесь сами.