Если вы решили, что вашему ребенку нужна помощь психолога, это пол-пути до терапии. Осталось определиться среди этого миллиона специалистов, к кому же идти. Может, вам нужен вовсе не психолог, а логопед или невролог, или нейорпсихолог, или психиатр? Ниже дам небольшую ориентировку (гайд), с кого лучше начать, чтобы сократить количество шагов и времени до нужного вам специалиста.
Начнем с очевидного и будем действовать методом исключения.
Зачем идти к логопеду?
Тут дело не только в дефекте дикции или его отсутствии. Во-первых, если ребенок неправильно говорит, то он может и искаженно воспринимать информацию. Зона, отвечающая за речь - отвечает и за ее распознавание. Есть такое понятие, как когнитивная глухота (часто у пожилых). Например, звуки они слышат хорошо, а связать в смысл их не всегда получается - и это тоже про речь.
Поэтому если у ребенка каша во рту и его понимает только мама, то не факт, что он сам хорошо понимает остальных. Результат: плохая социализация, медленный набор словарного запаса, меньше способность выразить словами свои мысли, более медленное развитие. И вместо того, чтобы сказать "хочу пить", "я устал" и так далее, ребенок выражает свои желания так, как всегда получалось в более раннем детстве - слезы, крик. И по его логике все должны догадаться, что ему нужно. Раньше же работало, а теперь - не очень.
В общем нормальное развитие речи способствует и общему успешному развитию.
Еще логопеды проверяют, насколько у ребенка по возрасту развито образное, абстрактное и логическое мышление.
Итак, Если ребенок часто капризничает и у него не ладятся отношения со сверстниками, постарайтесь объективно оценить его речь. Все ли свои потребности он может выразить словами? И моголи бы вы его понять, не будь вы родителем.
Порой достаточно сходить на несколько занятий к логопеду, и часть проблем отвалится и не будет препятствием при подготовке к школе, социализации и так далее.
Зачем идти к неврологу?
Чтобы исключить проблемы нервной системы на физиологическом уровне. Может, ребенку не хватает витаминов, или у него перевозбуждена нервная система и плохой не восстанавливающий сон. Тогда невролог сможет рассказать, какими способами это откорректировать, чтобы жизнь ребенка стала более качественной и здоровой. Или, допустим, у ребенка была травма головы, и нужно, чтобы доктор оценил последствия этой травмы и помог максимально их нивелировать.
Боль, высокая возбудимость или наоборот заторможенность, неспособность справиться со своими состояниями, которые непонятно откуда берутся, непосредственно влияют на психику ребенка, его поведение, настроение.
Если у вас есть сомнения в назначениях невролога, то лучше поступать, как в случае с другими врачами. То есть идти за вторым мнением к другому неврологу. Сомнения могут вызывать лекарства и дозировки.
Лично я считаю, что лекарства это хорошо, потому что снимают симптомы и иногда их причины, дают вместо страдания облегчение и возможность нормально развиваться, что в детстве очень важно. Причем важен каждый год, каждый месяц. Мозг растет, часть нейронов, которые не нашли применения, отмирают, другая часть образует надежные связи. Мозг гибкий и емкий и постоянно учится. Потом он тоже будет учиться, но на базе того, что уже сформировано. Под "учиться" я подразумеваю не школьную программу, а в принципе все навыки, на которые потом будут нанизываться новые и расширенные. И если проблемы с нервной системой мешают развитию (именно проблемы, а не индивидуальные особенности, не сильно влияющее на здоровье и качество жизни), то почему бы их не решить с помощью современных лекарств.
Другой вопрос в том, что прием этих лекарств должен быть действительно оправдан. Порой это неочевидно, и порой не помешает и принцип "доверяй, но проверяй".
Итак, с речью все хорошо, функицонирование нервной системы в пределах нормы, но что-то все равно не так. Едем дальше.
Проблемы с учебой, ужасно пишет, быстро устает при чтении (так устает после одного абзаца, что начинает зевать и клевать носом), очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, то растекается как мороженое и невозможно собрать в кучку, ну или что-то подобное, связанное с когнитивной сферой, - идем к нейропсихологу.
Нейропсихолог разбирается в диагностике и корректировке того, как работают полушария, какие зоны мозга развиты по возрасту, какие отстают, чем компенсируются и что с этим делать.
Если к этим специалистам вопросов нет, то, наконец, выбираем психолога.
А тут уже все как обычно с врачами. Смотрим или спрашиваем, с каким возрастом и какими проблемами психолог работает. Полезно узнать, с чем он НЕ работает. Супер-универсалы лично у меня вызывают вопросы. Обычно такой психолог либо только начал практику и еще пока не понимает своих ограничений по возможностям, либо работает давно и много и имеет огромный опыт и насмотренность. Последние обычно стоят дорого (и это нормально) и очередь к ним на несколько месяцев вперед. А пока идет эта очередь, проблема ребенка может усугубляться. Но тут уж решать вас в привычной для вас тактике выбора специалистов.
Отмечу лишь, что коротко поинтересоваться работой психолога до первой встречи можно и даже нужно.
Методов и подходов сейчас очень много. Кто-то работает в одном, большинство - совмещают.
Важно, чтобы специалист понравился вашему ребенку, потому что заниматься-то ему. Методы - это инструменты, которые подбирает для себя каждый специалист сам. Тут можно смело спрашивать, почему и как это работает и после первой встречи поинтересоваться о дальнейшей стратегии психолога. Я сейчас говорю именно про детских специалистов. Во взрослой терапии это немного по-другому работает, хотя бы потому что заказчик и клиент совпадают. А в нашем случае заказчик родитель, а клиент - ребенок. И ответственность за жизнь и здоровье ребенка в любом случае на родителе. Поэтому вы имеете право знать, какие задачи и цели в работе с вашим ребенком ставит психолог и насколько выполнимыми он видит ваш запрос и почему.
Есть вероятность, что психолог порекомендует вам обратиться и к психиатру. Без паники! Это не значит, что ребенок болен и теперь "таблетки, учеты и никакого будущего". Это значит, что психолог увидел тревожные маркеры. И это хорошо, что он их заметил. Потому что закрывать глаза на проблему - не лучший способ от нее избавиться. Лучше решать ее сразу, пока она не разрослась и действительно не испортила качество жизни и будущее вашего ребенка. И чем раньше начать действовать, тем быстрее она решится. Психиатрия сейчас - это не принудительное лечение и прочие ассоциации из советского прошлого. Можно сравнить со стоматологией 30 лет назад и сейчас. К тому же поход к психиатру - это конфиденциально. Если страх тут сильнее рационального решения, то я настоятельно рекомендую пойти в этот страх и почитать или поспрашивать частных психиатров, как сейчас работает эта система. И взвесить риски, что будет, если пойти к психиатру для своего спокойствия и здоровья ребенка, и что будет, если не пойти и пустить это на самотек.
Если у вас после этой статьи останутся вопросы, буду рада на них ответить в комментариях (в рамках своей компетенции, конечно).
Если у вас есть вопросы, которые хотелось бы задать лично, могу ответить в формате короткой 20-минутной консультации онлайн.
И я желаю вам короткого и легкого пути до нужного специалиста. Ведь чем точнее попадание в терапевтическую мишень конкретного ребенка, тем быстрее и лучше результат.
Автор: Афанасьева Екатерина Константиновна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru