По шуму ключа в замочной скважине я точно определяла степень опьянения моего деда. По интонации, с которой мама произносила моё имя, я предугадывала её настроение. Считывать полутона и улавливать тревожные сигналы и нотки - навык, которым я оттачивала ежедневно в детстве.
А ещё одним жизненно необходимым навыком было - быть хорошей. Ведь тогда мне наивно казалось, что хороших обязательно любят.
Помню красный телефон из детства. Я часами смотрела на него и ждала звонка отца перед сном. Сначала он перестал приходить домой, но звонил пожелать доброй ночи. Со временем перестал и звонить. А я всё не могла перестать ждать… Мама с истериками укладывала меня спать, а я верила - «вот сейчас, вот сейчас». Как оказалось после, это были первые "звоночки" глобальных перемен в моей жизни.
В моём детстве взрослые жили свои жизни как хотели и как могли, а с ними жила я, зависимая от их выбора, их ошибок, привычек и характеров. И их не особо заботило устраивает меня это или нет. А мне приходилось взрослеть, взрослеть быстро. Взрослых проблем было так много, что на мои детские - места уже не оставалось.
После пяти лет на моё детство безцеремонно свалили кучу «взрослого» хлама из: тревог за завтрашней день, безденежья, боли предательства и несправедливости жизни. Меня не ограждали от этого, я стала полноценным соучастником происходящего – а значит, тоже стала взрослой. Теперь я обязана была без капризов, не задавая лишних вопросов, всё понимать и принимать. И я это делала – не требовала много внимания, а главное – не создавала никому проблем. И с того момента я с большим трудом могу назвать этот этап моей жизни «детством».
Всю полноту произошедшего со мной в «детстве», я начала осознавать тогда, когда сама стала мамой. Вот он - мой ребёнок. Ему семь. Он наивный, беззащитный, открытый и доверчивый. И ему в голову не придёт тревожно улавливать чьи-то интонации. Он не крадётся в туалет, в страхе столкнуться с обезображенным запоем дедом. Ему вообще некого бояться. Его не должны волновать взрослые финансовые трудности. Знает, что деньги нельзя разбрасывать направо и налево – и хватит с него. Ему достаточно быть собой, чтобы его любили. Ему разрешено быть с чем-то не согласным, иметь своё мнение и право его отстаивать, если потребуется. Ему разрешено быть ребёнком, создавать проблемы и неудобства, требовать внимания. С этим он отлично справляется=)
Что же заботит моего семилетку? Где достать ассенизатор в масштабе 1/43 для своего макета, закончилось ли мороженное в доме и почему мы живём не в деревне. Конечно, бывают вопросы и посерьёзнее – откуда берутся дети, конечен ли космос и куда мы все попадём после смерти… Пусть лучше так, чем то, что волновало меня в его годы.
Смотрю на него сейчас, вспоминаю себя тогда – между нами пропасть…