Художник Тырса умер в 1942 году, не пережив ленинградского истощения.
Найденный в предыдущей статье график репрессий касался только представителей церкви. Поэтому для придания уверенности в предположении, вынесенном в заголовок, я начну с официальных чисел из https://kprf.ru/news/analytics/history/43458.html.
Годы
Приговорены к расстрелу за политику
1921-1929
23391
1930-1936
40137
1937-1938
681692
1939-1953
54295
Если предположить, что до 1933 с 1930 была расстреляна половина, то общая картина расстрелов в 20-е и начале 30-х равномерна. Плюс налицо были достижения индустриализации, коллективизации и культурной революции. Социалистическое мировоззрение могло у Тырсы не меняться. Ведь кто их там знает, осуждённых, может, не зря осуждены. (Смех – угадка Тырсы, если та имела место: в 1955 году «подлежащими реабилитации, были признаны всего 4,85% осуждённых» - https://dzen.ru/a/ZcnUV_zQlArXAkHo)
И как не обнародовать узнанные мною от Пунина 1929 года формальные принципы особенностей его творчества: сдержанность и динамизм, и как не вывести из этого противоречия катарсис, осознаваемый как идеал типа Высокого Возрождения, гармония низкого и высокого, и как не соотнести это с верой в скорое построение социализма.
Сдержанность в данном случае – это ограничение себя оттенками бежевого и синего. А динамизм бушует в чёрных линиях и в кляксообразном наложении цвета. Например, граница бежевой кляксы на шее брюнетки образует пилообразность её челюсти. Или небрежность чёрных контуров людей в море… Если не понятие «динамизм», можно было б подумать, что тут карикатурность. А тут динамизм – всего лишь образ низкого, легкомысленного, тогда как сдержанность – образ высокого.
А что?.. Человека вполне могла восхищать идея сделать новое общество из прежних людей…
Удручает меня мысль, что, собственно, не имеет значения, чему назначить выражать сдержанность и чему – динамизм… Закрадывается нехорошая мысль, что связи-то у содержания катарсиса с парой противочувствий нет никакой. – Вот мне надуло в голову:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут цветы, не ведая стыда…
Одно спасение, что я, как знаю, что по капле можно узнать вкус моря, знаю ещё и то, что читать надо сперва до конца, чтоб иметь право судить об идее целого.
Не знаю… Я прочёл «Тайны ремесла» (1960) впервые, и, по-моему, это стихотворение прикладного искусства. Оно рассказывает о признаках, по которым можно понять, «говорил» в тебе подсознательный идеал или исполнение замысла сознания.
Если «некстати, / Не так, как у людей», значит, первое: прорвалось-таки через цензуру сознания.
То есть, понять, где тот случай в этом вот эскизе Тырсы, надо поискать хотя бы у него самого: был ли уже такой, немыслимый в действительности,
завиток края платья… Этакий самоценный орнамент…
Сперва смотрю на картины, какие у Тырсы я уже разбирал. И нахожу похожее.
Это небрежный край кляксы, которою Тырса ляпал тень на гравюре. В виде буквы S. Надо изощриться, чтоб так кляксануть.
Нет. Надо отказаться. У меня слишком плохая зрительная память – искать выкрутасы сами по себе. – Нельзя более-менее обоснованно сказать, что данная странность – прокол сознания или сознания же разрешение осознаваемого динамизма ради. Ибо пусть родился динамизм в первый раз как прокол сознания. Но многократные его повторения не могли ж не запечатлеться в сознании как именно динамизм, какого у других нет.
4 сентября 2024 г.