Необычной и заставляющей задуматься историей делится практикующий юрист по семейным делам Елена Разящая.
В вопросах раздела имущества при разводе возникает масса сложностей, решать или пресекать которые нужно было еще на стадии заключения брака или после. Но у нас не принято думать о разводе, проживая во внешне счастливом браке. И подобное попустительство в дальнейшем выходит боком…
Счастливый брак?
За помощью в разделе имущества еще в начале 2022 года обратилась 36-летняя Наталья Н. Она прожила в браке 9 лет, нажила с мужем Семеном аж троих детей, но впоследствии была жестоко обманута мужем при непосредственном участии свекрови.
Брак Наталья уже заключала беременной, они снимали с мужем квартиру, но он грезил домом. Практически сразу после родов муж загорелся этой идеей, начал показывать ей варианты. Они планировали скинуться, Наталья готова была добавить примерно 500 тысяч своих добрачных денег, обещали помочь ее родители и родители Семена.
Дом был приобретен примерно за 3.5 млн. рублей. Место действия небольшой поселок в глубине Московской области. Наталья выезжала с Семеном к нотариусу, давала согласие на сделку. Как там проходили все сделки, последующий ремонт и остальное – Наталья не вникала, была занята ребенком, который отбирал у нее все силы. Спустя несколько месяцев заселились в новый дом. В дальнейшем он неоднократно перестраивается, ремонтируется, увеличивается полезная площадь и так далее.
Через 3 года рождается второй ребенок, еще через 3 года – третий.
Муж начинает ее уговаривать на сделку с материнским капиталом, на его обналичивание через кредитный кооператив и фиктивную сделку с его двоюродными родственниками. И дальнейшее вложение денег в дом. Тут Наталья отказывается, предлагая оставить его до лучших времен. Потом скажет спасибо своей настойчивости здесь.
Пока они живут вместе, Семен дважды меняет автомобиль, последняя покупка в 2020 году за 3 млн. рублей. Наталье так же был «подарен» автомобиль, но он на отце Семена. Вопросов у нее не возникало.
Семен зарабатывает он неплохо, не менее 200-300 тысяч на 2021 год, ранее работал в фирме отца, но бизнес был продан кому-то «крупнее», а Семен остался руководителем направления. У Натальи тоже есть небольшой доход от маленького помещения, которое на ее имя дарил ее отец, да с 2020 года она занялась блоггерством по детско-мамской тематике. Деньги небольшие, но 40-50 тысяч она в семейный бюджет вкладывала, не считая колоссальных усилий по уходу за тремя детьми. Какое-то время семья даже получала пособия, пока доходы Семена не стали почти полностью официальными.
И в 2021 году грянул развод. Всплыла целая серия измен Семена, который на разумные претензии мало того, что не стал как-то пытаться сгладить свою вину, а еще и руки начал распускать. Наталья подает на развод и раздел и вот тут-то выясняется, что у Семена имущества-то и нет.
Дом – на матери. Машина – на матери. Вторая машина – на отце. Даже нежилое помещение, куда Наталья планировала заехать, сделав себе мини-офис для съемки контента на что Семен ранее соглашался – тоже на отце.
- Ты ничего не заработала! На что тебе претендовать? Детей заработала – достаточно! – посмеялся Семен.
- Не написано, что ты там участвовала. А не написано – значит, тебя там нет! – эта его фраза сохранена в переписке с Натальей до сих пор. И станет карающей…
Здесь я позволю себе личное мнение, что говорящие так мужчины такими словами снимают все барьеры и с жены, и с помогающего ей юриста.
Читайте еще:
Как можно не знать собственника?
У читателя возникнет резонный вопрос: неужели она не видела собственника? Не видела. Некогда было женщине с 3 детьми проверять документы, потому что всеми организационными и юридическими вопросами заведовал муж. В платежках долгое время фигурировал прошлый собственник, потому что муж ничего не переоформлял.
Водопровод был по нормативам, его не переоформляли. Газа нет, отопление электрическое. Тоже никто и ничего не оформлял, все так и осталось на прошлом владельце. Позже муж все перевел в электронный вид, сам что-то платил.
Я тоже выспрашивала по три круга, не веря, что человек настолько может жить в своем уютном мирке, не касаясь этих мирских забот с бумагами. Есть муж, который изображает каменную стену. Что еще надо?
Да, 50/50 дом изначально не подлежал разделу, слишком велика доля родителей Семена. Но вот улучшение производилось за счет совместных средств. Но вернуть их с чужого имущества невозможно! Не существует такой практики.
Я всегда поражаюсь таким женщинам, верящим в бесконечность счастья и своего статуса сыра в масле. Многие из них продолжали бы жить как ни в чем не бывало, Наталья же вдруг вспомнила, что у нее есть характер.
С разделом имущества Наталья решила не связываться. Я не настаивала. Можно попытаться делить мебель и технику, но потенциальная выгода несоизмерима с затратами времени и нервов. Ведь каждый телевизор придется оформлять через экспертизу, оценивая стоимость, а зная характер и позицию ее мужа – он будет из принципа цепляться за все и вся. Была возможность поделить часть средств на счетах, но Наталья точно знала, что Семен пользуется картой отца и его счетов. После пары ошибочных арестов его счета из-за мелочевки.
Мы сделали лучше. Семен обещался, что он будет платить по половине прожиточного минимума на каждого ребенка. Больше не нужно, потому что «еще столько мама должна вложить». Кто будет вкладывать недостающую половину прочих обязанностей Семена по воспитанию детей, нам так никто и не сказал.
Наталья все равно подала заявление на судебный приказ, получила его и направила приставам. Узнавший об этом Семен устроил скандал, который уже с моей помощью был урегулирован. Наталья «сдалась», забрала приказ, от Семена взяли расписку, что он «обязуется платить по 50% от ПМ на ребенка, для исполнения судебного приказа». Филькина грамота, но… это дополнительное доказательство, что он знал о приказе.
Разумеется, даже такая незначительная сумма – чуть более 20 тыс. рублей – выплачивалась им абы как. Чаще всего деньги переводила мать.
Три месяца назад прошло 3 года с момента развода и взыскания алиментов. С детьми он практически не общается, только старший ребенок изводит его звонками, из-за чего папа раз из 5-7 звонков все же пообщается с ним 2-3 минуты.
Наталья подала судебный приказ приставам, затребовав взыскать задолженность за все три года.
Подтвердила получение только незначительной части алиментов, которые переводил Семен. Странные суммы, которые платились со счета его мамы алиментами ни она, ни приставы не признали.
Как там говорил Семен? Не написано же, что ты там есть. Вот тебя там и нет…
Общая сумма задолженности, с учетом того, что Семен перестал особо скрываться в части доходов, составила почти 4 млн. рублей за три года. 50% от всех видов заработка на троих детей это не шутка.
Административный иск об оспаривании сумма долга суд частично удовлетворил. Признали алиментами те деньги, которые мать переводила с пометкой «алименты на таких-то от такого-то». Такая практика есть. И мать Семена стала писать так последние 3-4 месяца перед подачей приказа. Да и у Семена с этого момента начали резко падать доходы.
Суд снизил сумму долга на… 170 тысяч рублей. Обжаловать мы не будем, разумеется. Обсчитались, не страшно. Даже если суд признает алиментами все выплаченные деньги, сумма долга значительно не поменяется. Если он платил менее 30% от того, что должен был.
Арестовано два автомобиля и однокомнатная квартира в Подмосковье. Даже стоимости одной машины хватит более чем на половину долга.
Были и попытки физического воздействия с угрозами, но у Натальи есть надежные защитники, поэтому больше к такому варианту Семен не прибегнет.
Ждем погашения долга. Пусть это не полная, но весьма достойная компенсация за обман Натальи при разводе.
Это не месть – то блюдо подают холодным. Это прекрасный коктейль предусмотрительности и спокойствия, где 50% объема составляет лед.
*позиция и выводы юриста могут не совпадать с мнение редакции блога и другими юристами.