Продолжаю рассказ о выставке "Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе", которая сейчас проходит в Петербурге, в Эрмитаже.
Вдоволь налюбовавшись на красоту подвенечных платьев невест XIX века, я заинтересовалась судьбой тех, кто выходил замуж в этих нарядах.
Ведь что такое одежда, пусть даже такая прекрасная, что является сегодня произведением искусства? Это лишь платье.
Начну я с подвенечного комплекта фрейлины императрицы Александры Алексеевны Радкевич, которая в этом платье венчалась с Иосифом Панаевым в церкви Зимнего дворца в 1910 году.
Как платье попало в коллекцию Эрмитажа?
Здесь история не совсем стандартная. Как я уже отмечала в предыдущей статье, часть костюмов поступила в музей из Аничкова и Зимнего дворца, часть из особняков богатых семей России, и всё это после национализации 1918 года.
Что-то поступило позже, в 70-х годах, как например, платья работы известного российского модельера Ламановой, причем совершенно случайно, когда были найдены потомками актрисы.
Как у актрисы театра могли оказаться такие наряды?
Дело в том, что после национализации, часть вечерних платьев было передано в театры, как реквизит и сценические костюмы.
Это же платье, о котором я веду речь, поступило в Эрмитаж в 2002 году в дар от внучек Александры Радкевич - сестер Бестужевых.
В Россию вернули не только платье. Дело в том, что в 1922 году Сергей Павлович Панаев и его супруга Лидия Алексеевна (если я правильно поняла, это брат Иосифа Павловича) вывезли во Францию архив и реликвии рода Панаевых.
Лидия Алексеевна завещала вернуть их в Россию безвозмездно. Это завещание и было исполнено ее племянницами.
Их мать - Александра Иосифовна, урожденная Панаева, была дочерью ученого-химика Иосифа Павловича, того самого Иосифа Павловича за которого вышла замуж моя героиня в представленном на выставке платье.
Семья Панаевых, после революции в России 1917 года, эмигрировала во Францию и каким-то чудом смогла вывести личные вещи.
Иосиф Павлович скончался в Париже в 1928 году. А вот, о его супруге я не нашла никакой информации, но есть немного сведений о семье Панаевых.
Отец Иосифа Павловича Павел Петрович Панаев был действительным статским советником, инженером путей сообщения, профессором инженерного и строительного искусства в Московском техническом училище.
Он руководил устройством конно-железной дороги в Казани. Кстати, эта семья имеет родственные связи с Державиным.
Бабушка Павла Петровича Надежда Васильевна Страхова двоюродная сестра Державина - русского поэта, государственного деятеля Российской империи, первого министра юстиции Российской империи.
Потомки Панаевых - те самые внучки героини моего рассказа, которые передали платье своей бабушки - Элен и Надин Бестужевы.
Своего деда они не застали в живых, а вот бабушка, Александра Алексеевна Радкевич, принимала активное участие в воспитании девочек.
Именно она настояла на том, чтобы они знали родной русский язык. Их дети русским языком уже не владеют.
Элен стала профессором математики Парижского университета, супруг Виктор, известный театральный критик, был другом Майи Плесецкой.
Вот такая история всего одного платья.
Здесь начало рассказа об этой выставке. Она проходит в Эрмитаже до марта 2025 года