Найти в Дзене
Аутизм. «Моя Планета»

Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к школе и избежать выгорания

Оглавление
Текст Натальи Топурия, аккредитованного клинического психолога, когнитивно поведенческого психолога, психолога практикующего терапию принятия и ответственности. Консультант и тренер навыков для родителей и специалистов, работающих с детьми с ментальными нарушениями. Организатор социального проекта «Обычные люди».
Текст Натальи Топурия, аккредитованного клинического психолога, когнитивно поведенческого психолога, психолога практикующего терапию принятия и ответственности. Консультант и тренер навыков для родителей и специалистов, работающих с детьми с ментальными нарушениями. Организатор социального проекта «Обычные люди».

Покажите мне того, кто не знаком с понятием «родительское выгорание». Такого сегодня днем с огнем не сыщешь. А многие ли из нас знают, что не только мы, родители, можем выгореть от неоправданных ожиданий, но и наши дети иногда переживают эмоциональное опустошение и апатию из-за высоких требований и неспособности им соответствовать?

💁🏼‍♀ К сожалению, с такой проблемой часто сталкиваются первоклашки, потому что к новому витку в жизни оказываются не готовы ни сами дети, ни их родители. Наличие у ребёнка особенностей делает проблемы этапа адаптации к школе еще более выпуклыми.

С каждым годом 1 сентября и последующий период приспособления к школьной жизни будет становиться чуть проще и легче. Родители уже будут знать об адаптационных возможностях своих детей и учитывать их, а те, в свою очередь, будут понимать, что сложный процесс привыкания не вечен, скоро всё устаканится и станет проще.

Однако и «в первый класс первый раз» можно пойти, не попадая в ловушку эмоционального выгорания 😌

Для этого, во-первых, надо понимать причины, почему школьники выгорают, казалось бы, в самый благоприятный период — начало учебного года, когда они полны сил и энергии, а во-вторых, знать, как можно помочь ребенку адаптироваться и избежать эмоциональных проблем.

Причины эмоционального выгорания у школьников


1. Изменение режима дня и рутины
В первые недели учебного года после долгих каникул, отпусков и дач дети вместе с родителями перекраивают свою жизнь, заново привыкают к ранним подъемам, спешным завтракам, торопливым сборам и отныне всегда несвободным вечерам (потому что надо делать домашние задания). Часто вся эта суета сопровождается раздражением взрослых и яростным сопротивлением детей. ✋🏻 Кроме того, изменение расписания приводит к недосыпу и банальной физической усталости. Как итог: постоянные конфликты, недоверие к родителям, чувство безысходности и апатия.

2. Высокие требования и ожидания
Вчера еще малышу было позволено бегать и проказничать, а сегодня уже ему говорят, что он взрослый и ДОЛЖЕН быть собранным, учиться не хуже других и вести себя как следует. Очень часто от ребенка ждут много больше, чем он способен дать. Родители стремятся удовлетворить свои амбиции и забывают учитывать возможности своего первоклашки. ➡ Несоответствие между вложенными ребенком усилиями (рано встает, трудится в школе, делает домашние задания, постоянно стремится удовлетворить пожелания взрослых) и тем результатом, который он получает (раздраженные и недовольные взрослые), неизбежно будет приводить к эмоциональному выгоранию.

3. Отсутствие мотивации
Маленькие детишки стремятся в школу. Они грезят первым сентябрем. Однако радостное волнение и предвкушение новой жизни уже в первые дни сентября сменяются полным разочарованием. Оказывается, благосклонности и улыбчивости учителей, гордости и радости родителей, пышных букетов и торжественных линеек — этого всего больше не будет. А вот требования, раздражение и разочарование отныне станут частыми гостями. Откуда здесь взяться желанию и мотивации? Чего здесь ребенок может хотеть? Если основным побуждающим стимулом для ребенка будет недовольство, сравнение и критика — можете быть уверены, охота учиться быстро сменится апатией и выгоранием.

Как помочь ребенку преодолеть первый этап адаптации к школе


1. Позаботиться о своем собственном спокойствии и стабильном состоянии. Не оставлять подготовку к школе на последний месяц. Встроиться в новый режим дня как минимум за пару недель. 🍁 Разгрузить сентябрь и октябрь от всех дел, которые можно отложить. Быть готовым уделить ребенку в первый месяц-полтора больше времени и внимания. Не требовать от себя идеальности и позволить себе быть несовершенными родителями.

2. Сформулировать цели для ребенка на первые полугодие в школе. Оценить их на соответствие вашим возможностям, возможностям ребенка и возможностям школы. Спросить себя, почему ребенок может захотеть достичь их. 🙋🏻‍♀ Поставить самим себе цель сделать первые полгода ребенка в школе комфортными, вместо того чтоб стремиться к тому, чтоб он был не хуже других в классе и не проигрывал в сравнении.

3. Ничего не требовать от ребенка. Да-да, не снизить требования, а не требовать совсем ничего. Вспомните себя и свой опыт, ничего хорошего из этой стратегии насилия и давления никогда не получалось. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН хорошо учиться и успевать или устраивать взрослых. Но если он будет достаточно мотивирован и заинтересован, то и сам будет делать всё лучшее, на что способен. Эффективнее создавать условия для развития, а не тянуть изо всех сил за уши.

4. Вводить дополнительные занятия постепенно. Не нагружать ребенка большим количеством социальных контактов в адаптационный период. Добавлять новые нагрузки только после того, как убедились, что ребенок хорошо справляется с текущими.

5. Нормализовать сон и заранее планировать островки отдыха. Дети с РАС и с неврологическими проблемами часто плохо спят и не всегда успевают восстановиться. Будет разумным учитывать эти особенности и заранее планировать, а также организовывать отдых для них.

6. Дать детям больше тепла, тактильных контактов и похвалы ❤. В период адаптации к новым условиям чувство безопасности и уверенности в родительской любви критически важны для ребенка. Пресловутое принятие в этот период снова выходит на передний план, и, если у родителей возникают проблемы с ним, лучше обратиться за помощью в группу психологической поддержки или к психологу, ведь это сильно влияет на то, как ребенок сможет адаптироваться в школе и будет в дальнейшем к ней относиться.

#аутизм #аутизмшкола #аутизмсоветы #аутизмпсихолог #натальятопурия #аутизмнеприговор #аутизмпобедим #аутизмблог