И почему старообрядцы не приняли реформу патриарха Никона? В предыдущей статье я подробно рассказала про старообрядчество и про раскол Русской Церкви 17го века. А сейчас поговорим отдельно про отличия.
Всё началось с церковной реформы патриарха Никона, которая была проведена в период с 1651 г. по 1660 г. при царе Алексее Михайловиче. Она должна была привести к единообразию русские религиозные тексты и обряды в соответствии со старыми греческими, чтобы исключить накопившиеся за столетия опечатки переписчиков, однако незначительные запланированные правки перетекли в глобальную реформу, которая и привела церковь к расколу.
⭕️В чем же тогда возникла проблема, и почему реформа патриарха Никона превратилась в раскол?
Давайте на секунду представим, что сейчас к нам в церкви придут и скажут: «Теперь все крестимся 4 пальцами, потому что до этого было не правильно». Какая будет реакция? Правильно: шок и недоумение. Всегда крестились так, как наши бабушки и дедушки, а тут все решили поменять.
Такой же шок был у людей, живущих в 17 веке и 700 лет молившихся по установленным правилам и обрядам. Жили они благочестиво, молились и тут… Происходит реформа Никона, и людям объявляют следующие нововведения:
- Теперь все должны креститься не двумя перстами, а тремя
- Все старые книги нужно уничтожить, потому что там много ошибок
- Имя Христа теперь будем писать с двумя буквами И ( до этого была одна - Исус)
- Крестный ход и все таинства теперь будем совершать не по часовой стрелке (по солнцу), а против
- Аллилуия в молитвах теперь будет не дважды, а трижды. (Раньше пели "Аллилуия" два раза и после этого добавляли "Слава Тебе Боже" – в сумме 3 восхваления, после реформы их стало 4, хотя эти понятия при переводе равносильны в своём значении. Максим Грек (1475-1556) писал: «Ибо что по-нашему говорится «Слава Тебе Боже», то у евреев выражается как «Аллилуия»).
- Земных поклонов больше не будет, только поясные. (В 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».)
Логично предположить, что большинство людей были не согласны с этими нововведениями и не хотели молиться по новым образцам и обрядам.
⭕️ А Символ Веры тоже был изменен?
К сожалению, да. Но давайте сначала разберемся чем же отличается Символ Веры от других измененных текстов.
В первую очередь стоит отметить, что «Символ веры» не является молитвой, поскольку в нём нет обращения к Богу, Богородице или святым. Это краткое и точное изложение основ христианского вероучения. В нём перечислены те положения, на которых основывается православное учение.
Символ Веры составили святые отцы на первых двух Вселенских соборах* (Никейском в 325 г. и Константинопольском в 381 г.), а третий собор в Ефесе в 431 г. постановил, чтобы этот Символ веры навеки оставался неприкосновенным и неизменным, а малейшее изменение в нем грозило разрушением этого единства.
*Вселенский собор - это собрание пастырей и учителей Церкви по возможности со всей земли, вселенной, для утверждения истинного христианского учения. Таких соборов было всего семь.
Однако, в ходе «книжной справы» при патриархе Никоне изменения были внесены даже в Символ веры:
Был убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». И из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Также греческие слова в тексте — τò Κύριον — означают Господственный и Истинный (то есть Господа Истиннаго). В исправленном же варианте слово «истинный» было убрано.
Также было изменена фраза «и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася» на «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
В старом тексте богословская мысль выражена точно: Сын Божий воплотился от Духа Святаго, вочеловечившись от Девы Марии. В новом тексте акценты расставлены несколько иначе. Из нового текста мы узнаем, что Сын Божий воплотился и от Духа Святаго, и от Девы Марии, и вочеловечился (видимо, после воплощения).
⭕️ Какие еще есть отличия у старообрядцев от Русской православной церкви?
- Старообрядцы носят восьмиконечный нательный крест без изображения Исуса Христа, потому что крест с Распятием считается подобием иконы, а она предназначена для непосредственного восприятия и молитвы. В то время как крест без распятия - это символ, который используется также на куполах храмов, могилах и т.д.
- Старообрядцы в таинстве крещения строго соблюдают 50 правило святых Апостолов* и совершают исключительно полное троекратное погружение.
Пра́вила святы́х апо́столов — сборник церковных канонов (правил), который содержит постановления, касающиеся управления и дисциплины в Церкви. Исследователями обычно датируется 380 годом и считается, что он создан в Сирии.
50 правило:«Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен.»
В Кормчей книге* к 50-му правилу святых апостол имеется такая пометка: «Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати».
*Кормчая книга — это сборник церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде православных славянских стран. Кормчая книга была создана в Сербии около 1225 годана основе византийских источников. На Руси она появилась в последней трети XIII века благодаря Киевскому митрополиту Кириллу.
- Мирян причащают, подавая лжицу* 3 раза, а не один раз.
*Лжи́ца — небольшая ложка с крестом на конце рукояти, используемая в византийском обряде для преподания причастия из потира верующим. Первый, кто ввел лжицы для причастия, был святитель Иоанн Златоуст. Сделал он это для того, чтобы ни у кого не было возможности осквернить святыню, унеся частицу Тела Христова домой для колдовства и др.
- В старообрядческих храмах платок на службу нужно закалывать под подбородком, а не завязывать узелком. Если девушка венчана, то под платок она также должна надевать косынку (повойник), символизирующую ее семейный статус. Шапки, капюшоны и другие головные уборы, которыми в РПЦ разрешено заменять платок, не допускаются.
- Пение в старообрядческой церкви только знаменное, которое записывается не нотами, а крюками (страринной безлинейной нотацией), а также всегда унисонное (в один голос). Партесное многоголосье у старообрядцев не используется.
В молитве используются подручники - квадратные молитвенные коврики, которые нужны для того, чтобы руки молящегося после земных поклонов оставались чистыми.
- Иконы пишутся строго в старинном древнерусском стиле, академическая живопись не допускается.
- На куполах старообрядческих храмов всегда будет только строгий восьмиконечный крест (без месяцев, звезд и других украшений).
- Службы у старообрядцев совершаются по древнему Иерусалимскому уставу и длятся в среднем 4-6 часов, в то время как в новообрядческих церквях используется Славянский типикон на базе Иерусалимского устава, а службы там длятся 1,5-2 часа.
- Во время службы в старообрядческом храме принято складывать руки на груди, правая поверх левой.
- В храме есть условное разделение прихожан на мужскую и женскую половину. Мужчины стоят в храме справа, а женщины слева, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.
- Старообрядцы, соблюдающие установленные правила, не бреют бороду и не стригут ее, так как в Ветхом Завете сказано: "Не порти края бороды своей" (Левит 19, 27), а в XI веке ученый монах Никита Стифат из Студийского монастыря также в своих трудах писал про бороду. В славянском переводе они включены в Кормчую книгу:
Что же о пострижении брады, не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших. Се бо женам лепо, мужем же неподобно… На том бо вси знаяху, яко еретические слуги суть, им же брады постризаны. Вы же се творяще человеческого ради угодия противящеся закону, ненавидимы будете от Бога, создавшего вас по образу Своему.
К иконам можно прикладываться только в моменты службы, положенные по уставу. Подходходят к праздничной иконе парами (женщины с женщинами, мужчины с мужчинами): сначала делают два земных поклона, затем целуют, а после снова совершают поклон в землю. Лбом в старообрядческих храмах к иконам не прикладываются.
- Старообрядцы почитают только дораскольных святых или святых, канонизированных после раскола старообрядческой церковью.
- Старообрядцы, перед тем, как взять благословение у духовенства, делают земной поклон. Затем благословляющегося осеняют двуперстием, касаясь перстами лба, живота и плеч. После этого также нужно сделать поклон в землю.
- По старообрядческой традиции благодарность выражают словами «Спаси Христос» и «Благодарю». Выражение «Спаси Господи» старообрядцы не используют.
- Старообрядческие иконы бывают только литые или писаные, поскольку является рукотворным произведением, а не продуктом копировальной машины. Иначе это напечатанное изображение иконы, а не сама икона.
- Для счёта молитв старообрядцы используют лестовку*.
Лестовка (от стар.-слав. лествица — «лестница») — плетёные кожаные или тканые чётки со счётными элементами в виде поперечных валиков или складок.
- На Литургии в старообрядческом храме используется 7 просфир*. Также отличается и печать на самой просфире.
*Просфира (по новому - просфора) – специально испеченный хлеб, который требуется в богослужении.
В ходе реформы патриарха Никона количество просфир, используемых на Литургии, было неожиданно сокращено до пяти. Это было сделано согласно указаниям некоторых служебников, напечатанных в Италии, с целью унификации Богослужения с греческой Церковью. Однако единообразия все равно не вышло. Греки ныне служат всего на одной просфире.