Иран нанёс удар по Израилю более чем 500 баллистическими ракетами со сложными высокоточными системами наведения. В итоге поражены цели на военно-воздушной базе "Неватим", в том числе свыше 20 самолётов F-35. Удар был нанесён по штаб-квартире израильской разведки Моссад. Стоит отметить, что Израиль является de facto частью военно-промышленного комплекса США, а именно его высокотехнологичного сектора, поэтому обладает возможностью создавать эффективные системы ПВО, в том числе «Железный купол» и «Праща Давида». Помимо этого, над Израилем находится противоракетный зонтик США в виде эсминцев USS Berkeley и USS Cole, перехватывавших иранские ракеты. Стоит отметить, что F-35 — очень дорогой самолёт, даже по антиамериканским ценам. Скорее всего, Израилю он достаётся едва ли не дешевле, чем собственным ВВС, ВМС и Корпусу морской пехоты США, но всё равно это порядка 80 миллионов долларов за штуку, а их было уничтожено 20. Однако для такой масштабной атаки Тегерана как-то подозрительно мало данных о разрушениях в Израиле для акции тотального возмездия, как она преподнесена для внутрииранского потребителя информации. Израиль, в свою очередь, вообще заявляет, что здание Моссада существенно не пострадало, а две военно-воздушные базы получили лишь незначительные повреждения. Понятно, что Тель-Авиву необходимо показать тщетность попыток Тегерана дотянуться до него, и речь идёт о таком же пропагандистском эффекте. Однако данных о масштабных разрушениях нет и в социальных сетях. Напротив, израильтяне показательно бравировали своим отсутствием страха перед ударом иранской стороны.
Сегодня нам стало известно, что Иран заранее предупредил США и Россию о готовящейся атаке, а, возможно, и о целях и характере ударов. Что же это тогда было под видом «акции тотального возмездия»?
Дело в том, что Иран, попавший под санкции в далёком 1979 году после Исламской революции, затем — после захвата заложников в американском посольстве в 1979–1981 гг., и после ирано-иракской войны 1980–1988 годов, где Вашингтон поддерживал противника Ирана — Ирак под управлением Саддама Хусейна, который тогда ещё был союзником США. Были ещё разработка ядерной программы, поддержка терроризма — где-то реальная, а где-то мнимая. Вопрос в том, что основная часть перечня этих проблем лежит в уже далёком прошлом. Страна уже давно изменилась, и в Вашингтоне, и в европейских столицах это хорошо понимают. Однако инерция американской политики такова, что сдвинуть её жернова порой бывает очень сложно, даже таким популярным политикам, как Барак Хусейн Обама. Обама, будучи президентом, очень настойчиво пытался сделать из Тегерана и иранской элиты своих союзников в регионе. Но это очень, подчеркнём — очень, не нравилось Саудовской Аравии и Израилю, основным союзникам Вашингтона в регионе. А влияние саудитов и израильтян таково, что им позволено вращать американскую политику, как пластинку у себя на пальце. И первым, и особенно вторым прощается, а ещё больше прощалось в те годы, всё. Поэтому санкции с Ирана были сняты только частично, а потом Трампом, главным образом под влиянием еврейского лобби, вообще восстановлены.
Стоит отметить, что иранцы уже в прошлый раз, при потеплении отношений с США при Обаме, мгновенно свернули отношения с Россией по множеству программ в области экономики и политического сотрудничества без какого бы то ни было объяснения. И сейчас мы видим довольно двусмысленные объяснения нового президента Масуда Пезешкиана о характере сотрудничества с Россией.
В сегодняшней ситуации войну провоцирует Тель-Авив по собственным причинам, Ирану война не нужна. Более того, он тяготится тесным сотрудничеством с Китаем и Россией и желал бы снизить зависимость от них. Да, разумеется, так мыслят не все. Например, по слухам, идею более тесного партнёрства разделял ныне покойный президент Ибрахим Раиси. Почти все убеждены, что он убит, и почти все убеждены, что информацию о его передвижении передали изнутри руководства Ирана.
Ещё опять-таки по слухам идею тесного сотрудничества с Россией продвигал Касем Сулеймани, командующий спецподразделением «Аль-Кудс» в составе КСИР, настоящий мозг и лидер иранского национализма, сопротивления Западу и автор создания всей сети влияния Ирана в мире, в том числе сил сопротивления шиитского полумесяца, чьё влияние на рост могущества современного Ирана сложно переоценить. Однако он был убит ударом американских ракет, а информацию о его передвижении передали опять-таки по слухам из самого иранского руководства. Зато сейчас к власти в Иране пришёл президент Масуд Пезешкиан, заявляющий о желании достичь примирения с США и Западом. Понятно, что значительная доля власти принадлежит другим людям, легко понять, что характер выбора президента, нацеленного на примирение, является системным выбором иранского руководства.
Ирану не нужна война с США, война с Израилем. Иран, не вступая в прямое военное противостояние, значительно укрепил своё влияние в регионе. Разрушение Ирака американцами и война в Сирии сделали Иран доминирующей силой в регионе. Йеменские хуситы, ливанская организация «Хезболла» делают Иран крупнейшим игроком на всём Ближнем Востоке. Нормализации отношений с Саудовской Аравией снимают большую часть внешнеполитического напряжения. Остаётся только Израиль, стремящийся всеми правдами и неправдами развязать большую войну. Ирану необходимо снятие санкций со стороны США и партнёрские отношения с ними. Да, остаёться агрессивная риторика в отношении американцев и Израиля, но это наследие теперь уже далёкого прошлого. США выгоднее Ирану как партнёр. А Израиль? А Израиль уже проиграл свою войну, потому своими действиями, безусловно смелыми и расчётливыми, он противопоставил весь мир против себя. Единственная надежда Израиля втянуть в войну США на своей стороне — это мощный ответ Ирана. А Иран нанёс формальный ответ в стиле Дональда Трампа, ударившего фактически по пустыне, когда от него требовали решительных действий в Сирии. Израиль объявил войну Ирану, а Иран на войну не явился. Пока. Более того, предупредил США о ударе. США война не нужна, США хотят видеть Иран партнёром, но из-за пока высокого влияния Израиля не может оставаться в стороне, но и войну провоцировать не хочет, о чём сотнями способов заявляет всему миру. Просит Иран воздержатся от ударов, просит Израиль не провоцировать ситуацию. И пока что, несмотря на огромное влияние Израиля, последний только раздражает Вашингтон, показывая себя токсичным активом, от которого лучше держатся подальше. Так об этом и говорят в кругах дипломатов и разведки. Это публичная политика по-прежнему без ума от еврейского государства, особенно республиканцы, застрявшие в исторических воспоминаниях эпохи Холодной войны. А Иран расчётлив и деликатен. Что остаётся делать Израилю, чтобы начать большую войну против Ирана, который никак в этой войне участвовать не хочет? Сирия — поле для диверсионных операций, Ливан в огне, Сектор Газа разрушен, Йемен под бомбардировками. Только начать ядерную войну, нанести самим в качестве возмездия за иранское возмездие удар ТЯО (тактическим ядерным оружием) по территории Ирана.
Политолог Владимир Киреев, специально для Global South Post
https://t.me/GlobalSouthPost
Иранско-израильский конфликт: реальность ударов и информационные манипуляции
4 октября 20244 окт 2024
5 мин