Найти тему
Архивариус Кот

«Нельзя молиться за царя Ирода»

Иллюстрация П.П.Соколова-Скаля
Иллюстрация П.П.Соколова-Скаля

После сцены с Шуйским царь Борис появится в трагедии ещё трижды, и с каждым новым появлением мы будем замечать всё бо́льшую его обречённость. И, возможно, именно сознание своего греха не даёт ему решимости использовать все средства против опасного врага.

Вот в сцене «Царская дума» он говорит патриарху и боярам:

Возможно ли? Расстрига, беглый инок

На нас ведёт злодейские дружины,

Дерзает нам писать угрозы! Полно,

Пора смирить безумца!

Он отдаёт распоряжения помочь «усердным воеводам», «спасать град и граждан». Но тут же можно увидеть и отказ от «чуждой помоги» («мне свейский государь через послов союз свой предложил»), и очень интересный приказ «в монастырях подобно отобрать служителей причётных» (то есть низших служителей) с указанием:

В прежни годы,

Когда бедой отечеству грозило,

Отшельники на битву сами шли.

Но не хотим тревожить ныне их;

Пусть молятся за нас они — таков

Указ царя и приговор боярский.

Мне кажется главным здесь именно это «пусть молятся за нас они»: осознавая свою вину, царь надежды возлагает лишь на молитвы…

И дальше – просьба подать совет, как «остудить» кипящие умы и пресечь слухи о царском происхождении самозванца.

Патриарх поведает собравшимся о чудесах, совершающихся около гроба царевича Димитрия, и завершит свою речь:

Вот мой совет: во Кремль святые мощи

Перенести, поставить их в соборе

Архангельском; народ увидит ясно

Тогда обман безбожного злодея,

И мощь бесов исчезнет яко прах.

Очень интересна авторская ремарка: «Общее смущение. В продолжение сей речи Борис несколько раз отирает лицо платком». Затем мы услышим боярские толки:

- Заметил ты, как государь бледнел

И крупный пот с лица его закапал?

- Я — признаюсь — не смел поднять очей,

Не смел вздохнуть, не только шевельнуться.

Я уже писала, что нетленность тела царевича может говорить только о его святости; это же подчеркнут и чудеса около его мощей, а «невинное убиение», как принято говорить, царевича – на чьей совести? Пройдёт совсем немного времени – и святой благоверный царевич Димитрий будет канонизирован («Яко агнец непорочен, от раба заколение прият, убивающаго тело, души же коснутися не могуща»), но признание святости младенца – по существу признание вины царя. И, может быть, именно поэтому он так охотно примет предложение Шуйского не торопиться с перенесением мощей (мы-то знаем, что, едва став царём, «лукавый царедворец» поспешит это самое торжественное перенесение организовать!), а лишь пустить его, Шуйского, поговорить с народом:

Я сам явлюсь на площади народной,

Уговорю, усовещу безумство

И злой обман бродяги обнаружу.

Историки укажут, что Шуйский действительно на Красной площади при большом скоплении народа несколько раз заявлял, что к Москве идёт, несомненно, самозванец, а настоящего царевича Дмитрия он лично хоронил в Угличе. А вот А.К.Толстой в своей трагедии передаст эту клятву несколько иначе: в Угличе видел «младенца бездыханна, пред алтарем лежаща, и его пресечена была гортань», а «крест целует» лишь на том, «что Гришка же Отрепьев не Дмитрий есть, а некий беглый вор, от церкви отлучённый и проклятый». Может быть, так оно и было?

После этого Борис появится в знаменитой сцене с юродивым Николкой. Но ей будут предшествовать реплики людей из народа, ясно показывающие, что веры царю уже нет: «Что? уж проклинали того?» - «Я стоял на паперти и слышал, как диакон завопил: Гришка Отрепьев — анафема!» - «Пускай себе проклинают; царевичу дела нет до Отрепьева». – «А царевичу поют теперь вечную память». – «Вечную память живому! Вот ужо им будет, безбожникам».

А уже после этого появится юродивый. «Юродивый мой малый презабавный», - напишет Пушкин П.А.Вяземскому. Напомню, что в описываемые времена юродивых воспринимали как людей Божиих, которых нельзя обижать, что бы они ни говорили (потому и считалось юродство особым христианским подвигом). Что же скажет «блаженный»? То, что никто не решится вымолвить открыто: «Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». И царь остановит бояр, приказавших было: «Схватите дурака!» - «Молись за меня, бедный Николка». А вслед ему юродивый скажет ещё более страшное: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».

 Иллюстрация П.А.Алякринского
Иллюстрация П.А.Алякринского

После этого юродивый в действии не участвует; многих путает опера М.П.Мусоргского, где в финале этой сцены он будет пророчествовать: «Скоро враг придёт, и настанет тьма, темень тёмная, непроглядная. Горе, горе Руси, плачь, плачь, русский люд, голодный люд!» - а потом эти слова повторит в самом конце оперы. У Пушкина ничего подобного нет. Тогда чем же объяснить фразу поэта из того же письма: «Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию — навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!»?

А может быть, под видом юродивого напоминает Пушкин о совсем недавнем прошлом – убийстве Павла I и до конца так и не прояснённой роли в нём царского сына, правившего во время создания трагедии? Не эту ли точку зрения поддерживает К.Г.Паустовский в пьесе «Наш современник», изображая диалог Арины Родионовны и следящего за ссыльным поэтом игумена Ионы (о нём я в своё время писала)? Перечитаем:

«Иона (со злым смешком). При нашей скудости умственной даже затруднительно догадаться – об чём они пишут, Александр Сергеевич?

Арина Родионовна. Да всё сейчас про царя.

Иона (настораживается). Про царя? И как о царе отзывается?

Арина Родионовна. Да как тебе сказать, батюшка. То так, то этак. Иной раз похвалит, а иной так осрамит – деваться некуда.

Иона. Так-так! Срамит, значит, царя, Божьего помазанника.

Арина Родионовна. А ежели он до престола дошёл через смертоубийство, царь-то. Как же его не срамить!

Иона (оживляется, глазки его загораются злым огоньком). Кого же это государь умертвил? Ради престола?

Арина Родионовна. Да в Угличе-то царевича Дмитрия зарезали. По его наущению.

Иона (явно разочарован). Так ты про царя Бориса! Вспомнила! Это, мать моя, когда было!»

И заключительная сцена с участием Бориса – трагическая: «Ударил час, в монахи царь идёт». В отличие всё от той же оперы Мусоргского, в ней нет никаких безумных видений («Чур, дитя!»)

А есть лишь забота о государстве и о сыне:

Целуйте крест Феодору... Басманов,

Друзья мои... при гробе вас молю

Ему служить усердием и правдой!

В.И.Суриков. Сцена прощания царя Бориса с сыном
В.И.Суриков. Сцена прощания царя Бориса с сыном

О других персонажах трагедии – в следующих статьях.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь