Найти тему
Танки АМ

БТР-80А . Тема "Буйность".

БТР-80А сил МВД Азербайджана. Военный парад в Баку , июнь 2011.
БТР-80А сил МВД Азербайджана. Военный парад в Баку , июнь 2011.

Работы по модернизации серийного БТР-80 начались в КБ ПО ГАЗ ( Гл. Конструктор - А.Г. Масягин ) в конце 80-х -начале 90-х годов; наиболее приоритетное направление- повышение показателей огневой мощи. ОКР по данной тематике получила шифр "Буйность". Опытные образцы БТР, получившие обозначение ГАЗ-59029 прошли всесторонние испытания, после чего в мае 1993 года машина была принята на вооружение Российской Армии под обозначением БТР-80А. По известным причинам, поставки носили весьма ограниченный характер, хотя на экспорт модернизированный БТР шел весьма активно; при этом базовый БТР-80 также оставался на конвейере Арзамасского Машиностроительного Завода. На БТР-80А монтировалась башенная пушечно-пулеметная установка БППУ-1 с вынесенными за пределы обитаемого отделения 30мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62*54мм спаренным пулеметом ПКТМ. В отличие от 30мм пушки 2А42, применявшейся на БМП-2 , БМД-2 и БМД-3 и имевшей принцип действия автоматики, основанный на отводе пороховых газов из канала ствола, автоматика пушки 2А72 работала за счет энергии отката ствола при его длинном ходе. Пушка 2А72 имела упрощенную конструкцию и меньшую массу по сравнению с 2А42, однако реализованная схема автоматики создавала проблемы с кучностью и точностью стрельбы. На БМП-3 данная проблема решалась путем жесткой связи ствола пушки 2А72 со 100мм орудием 2А70. На БТР-80А конструкция пушки была доработана таким образом, чтобы каждый последующий выстрел производился в момент, окончания действия импульса отдачи от предыдущего выстрела на систему "пушка-башня ". В результате , максимальный темп стрельбы был снижен до 330 выстрелов в минуту. Аналогичное решение в дальнейшем было использовано на БТР-82А, причем, насколько оно эффективно- судить сложно, учитывая весьма неоднозначные результаты показательных стрельб БТР, опубликованных в открытом доступе. Кстати, во второй половине 90-х , Тульское КБП активно продвигало на внешнем рынке свой одноместный боевой модуль "Кливер", предназначавшийся, в том числе , для установки на модернизируемые БМП-1 и БТР-80. Модуль был вооружен пушкой 2А72, на стволе которой был закреплен специальный каркас, служащий как раз для обеспечения требуемых показателей кучности стрельбы. Подобная же конструкция крепится также на стволах пушек украинских БТР.

Одноместный боевой модуль "Кливер" разработки Тульского КБП...
Одноместный боевой модуль "Кливер" разработки Тульского КБП...
... и его установка на базе БТР-80.
... и его установка на базе БТР-80.

На серийных российских машинах подобное решение так и не было реализовано. К слову, на БРМ-3К "Рысь" ствол пушки 2А72 также не имеет какой- либо дополнительной конструкции для повышения кучности стрельбы.

БППУ-1 на БТР-80А.
БППУ-1 на БТР-80А.

Пушка 2А72 имеет селективное двухленточное питание ( по 150 патронов с ОФЗ- и ОТ- снарядами и БТ -снарядами соответственно). Прицельная дальность стрельбы - 2000 метров ( БТ- снарядом) и до 4000 метров ( ОФЗ- и ОТ- снарядами).
Боекомплект пулемета ПКТ составляет 2000 патронов. Размещение вооружения на крыше башенного колпака позволило снизить загазованность при стрельбе и улучшить условия работы наводчика в боевом отделении. Для стрельбы днем наводчик использует монокулярный перископический прицел 1ПЗ-9 с переменным увеличением оптического канала от 1,2 до 4 крат. Ночью используется пассивно-активный прицел на ЭОП ТПН3-42 "Кристалл- ПА", работающий с ИК- осветителем ОУ-5М. Дальность видения ночью составляет 800 метров.

В башне сохранены ручные приводы вертикального и горизонтального наведения ; диапазон углов ВН составляет от -4 до +70 градусов.

Рабочее место наводчика. В левом углу над рукоятками приводов наведения -пульт управления системой запуска дымовых гранат "Туча"; правее- блоки дневного и ночного прицелов 1ПЗ9 и ТПН3-42 соответственно.                                                                                                                                   Фото: otvaga2004.ru
Рабочее место наводчика. В левом углу над рукоятками приводов наведения -пульт управления системой запуска дымовых гранат "Туча"; правее- блоки дневного и ночного прицелов 1ПЗ9 и ТПН3-42 соответственно. Фото: otvaga2004.ru
БТР-80А ВС Венгрии на учебных стрельбах.                                                                                                   Фото: honvedelem.hu
БТР-80А ВС Венгрии на учебных стрельбах. Фото: honvedelem.hu
Фото: honvedelem.hu
Фото: honvedelem.hu
Фото: honvedelem.hu
Фото: honvedelem.hu

Опытный образец БТР ГАЗ-5929. Видно , что использован бронекорпус БТР-80 с "короткими" поручнями на бортовых листах корпуса.  Также присутствует амбразура для стрельбы из личного оружия на стыке бортового и скулового листов( на серийных БТР-80А не применялась).
Опытный образец БТР ГАЗ-5929. Видно , что использован бронекорпус БТР-80 с "короткими" поручнями на бортовых листах корпуса. Также присутствует амбразура для стрельбы из личного оружия на стыке бортового и скулового листов( на серийных БТР-80А не применялась).
Вероятно, этот же образец на демонстрационной площадке полигона 38 НИИБТ 1993 год.
Вероятно, этот же образец на демонстрационной площадке полигона 38 НИИБТ 1993 год.
Показательные стрельбы БТР-80А в Абу-Даби на полигоне Al-Maqatra, март 1995 года.                Выставка вооружений IDEX-95.                                                                                                               Фото: marx-mil.com
Показательные стрельбы БТР-80А в Абу-Даби на полигоне Al-Maqatra, март 1995 года. Выставка вооружений IDEX-95. Фото: marx-mil.com
Фото: marx-mil.com
Фото: marx-mil.com
Фото: marx-mil.com
Фото: marx-mil.com

В связи с установкой автоматической пушки проведены работы по повышению жесткости бронекорпуса в районе обитаемых отделений. Кроме того, усложнился доступ к передней амбразуре для стрельбы из личного оружия по правому борту, поэтому на серийных машинах амбразуру убрали.

-14
-15
Вид на правый борт со стороны боевого отделения. Хорошо видно, что возможность применения передней амбразуры сильно затруднена.
Вид на правый борт со стороны боевого отделения. Хорошо видно, что возможность применения передней амбразуры сильно затруднена.

Средства связи, устройства защиты от оружия массового поражения, противопожарное оборудование, броневая защита корпуса, двигатель, трансмиссия, водометный движитель и ходовая часть в основном аналогичны серийному БТР-80. Боевая масса машины возросла с 13600 до 14550 кГ, что позволило сохранить показатели подвижности и проходимости на приемлемом уровне.

Колпак башни имеет усиленное бронирование. Кроме того, в марте 1997 года , на выставке IDEX-97 были представлены образцы БТР-80 и БТР-80А, оснащенные комплектом дополнительной броневой защиты корпуса и башни. В его состав входили специально спрофилированные стальные броневые листы , которые крепились с зазором поверх основной брони крыши корпуса в зонах обитаемых отделений, а также башни ( на БТР-80). Данный вариант усиления защиты был , видимо, навеян опытом Первой Чеченской Кампании . Однако, развития эта тематика, предсказуемо не получила.

БТР-80 с комплектом дополнительной защиты на IDEX-97.
БТР-80 с комплектом дополнительной защиты на IDEX-97.
-18
БТР-80А с дополнительной защитой крыши корпуса и башни.
БТР-80А с дополнительной защитой крыши корпуса и башни.
-20

Как уже говорил , в Российскую Армию и другие силовые структуры , БТР-80А поставлялся практически поштучно. В тоже время, Венгрия во второй половине 90-х закупило порядка 550 машин в обоих модификациях . В дальнейшем БТР-80А закупали Азербайджан, Венесуэла, Джибути, Йемен, Казахстан, Туркменистан, Индонезию и Шри-Ланка. В текущем году Сербия заключила соглашение с Венгрией о выкупе 66 БТР-80А.

Показатели огневой мощи модернизированной машины превосходят базовую модификацию в 1,5...2 раза. Причем БТР-80А по данным параметрам вплотную приблизился к БМП. Впрочем, даже у БТР-80 конструкция и размещение амбразур для стрельбы из личного оружия как бы намекают на то что десанту вовсе не обязательно спешиваться, после того как БТР доберется до линии боевого соприкосновения. С дальнейшим развитием российских колесных бронетранспортеров их боевые возможности практически сравнялись с БМП.

-21

Для обеспечения буксировки поврежденных БТР, проведения их технического обслуживания и ремонта в полевых условиях была разработана и принята на вооружение бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К ( ГАЗ-59033; ОКР "Соплеменник"). Машина создана на базе БТР-80 и сохранила башенную установку БПУ-1, однако крупнокалиберный пулемет КПВТ был демонтирован, а боекомплект ПКТ уменьшен до 1500 патронов.

-22

Экипаж машины составляет 4 человека: командир, мехвод, стрелок-наводчик и специалист по оборудованию. Боевая масса-14,5 тонн. Машина оснащена упорным устройством, состоящим из двух сошников, закрепленных на нижнем лобовом листе и обеспечивающих фиксацию БРЭМ-К на грунте при проведении работ. Упорное устройство имеет гидравлический привод.

Опытный образец БРЭМ ГАЗ-59033 на "Площадке №1" в Парке "Патриот". Машина собрана в 1988 году.
Опытный образец БРЭМ ГАЗ-59033 на "Площадке №1" в Парке "Патриот". Машина собрана в 1988 году.

Тяговая лебедка для вытаскивания застрявшей техники размещается , как и у БТР-80 в передней части корпуса. Доступ к ней осуществляется через прямоугольный лючок в нижнем лобовом листе. Буксировка поврежденных машин осуществляется с помощью жесткого сцепного устройства, элементы которого в походном положении крепятся на бортах корпуса. На башне монтируется ручная лебедка, а также крепления для поворотного ручного крана, стрела которого в походном положении также крепится на правом борту. Грузоподъемность составляет до 800 кГ; высота подъема груза- до 4 метров. Кроме того, в кормовой части башни, крепятся два дополнительных ящика ЗИП. За счет вращения башни, работы с ручным краном могут осуществляться в секторе 360 градусов.

-24

-25
БРЭМ-К с поворотным ручным краном в рабочем положении на выставке IDEX-97.
БРЭМ-К с поворотным ручным краном в рабочем положении на выставке IDEX-97.

Для работы с грузами весом до 1500 кГ с высотой подъема до 3,8 метра используется машинный неповоротный кран, который крепится к верхнему лобовому листу и фиксируется в наклонном положении с помощью тросов-растяжек.

-27

На крыше десантного отделения крепится грузовая платформа для транспортировки запасных узлов и агрегатов массой до 500 кг.

-28

Машина перевозит также оборудование для сварочных работ с генератором ГД-304У3 , блоки полиспаста, комплекты инструмента.

-29

Официально БРЭМ-К была принята на вооружение Российской Армии в 1993 году ; поставки же в необходимых количествах развернулись уже в 2000-х. Причем обслуживать машине пришлось более в основном современные БТР-82А/АМ, поскольку БТР-80А так и не стал основной машиной мотострелковых подразделений.

-30