Есть такие компании, которые создают впечатление, что они никогда не столкнутся с банкротством. Неопытному взгляду кажется, что такая ситуация просто немыслима. Однако в реальности примеры известных брендов, которые по различным причинам потерпели крах и прекратили свое существование, вовсе не редкость.
Причины их банкротства могут быть различными. В некоторых случаях владельцы компаний принимали неосмотрительные или даже абсурдные решения, что в конечном итоге обернулось катастрофой. В других примерах бренды не смогли верно оценить будущие тенденции и происходящие изменения на рынке. Кроме того, жажда быстрой прибыли часто затмевала разум и мешала стратегическому развитию.
В этой статье мы проанализируем ряд известных брендов, которые стали жертвами неверных решений и неблагоприятных обстоятельств. Эти компании, когда-то успешные и популярные, теперь остались в тени истории, и являются предупреждением о том, как быстро может измениться ситуация в бизнесе.
Еще больше статей в нашем блоге https://uxi.run/blog/
А если хотите быстро создать и продвинуть сайт, то напишите нам и мы проконсультируем вас бесплатно
Компания Kodak: Жертва цифровой революции
Компания Kodak была основана выдающимся изобретателем Джорджем Истменом и предприимчивым Генри Стронгом в 1885 году. С самого начала Kodak сосредоточились на производстве фотопленки и доступных фотоаппаратов, что позволило сделать фотографию массовым увлечением. В течение многих десятилетий этот бренд ассоциировался с самой сутью фотографии.
В 1891 году знаменитый изобретатель Томас Эдисон воспользовался пленкой Eastman Kodak для создания прототипа первой кинокамеры. Следствием этого стало установление формата съемки — 35 миллиметров — как стандартного для голливудских фильмов. Kodak смогли значительно повлиять на киноиндустрию, получив за свои достижения девять премий «Оскар» за выдающиеся технические новшества.
Однако, несмотря на свои успехи, в XXI веке Kodak столкнулись с катастрофой, проиграв борьбу с цифровыми технологиями. Основной причиной этому послужило неверное мнение руководства о своей нерушимости на рынке. Ирония заключается в том, что именно инженеры Kodak еще в 1976 году разработали первую в мире цифровую камеру.
Стивен Сассун, создатель этой технологии, вспоминает:
«Они сказали мне тогда: о, это мило, только не надо это никому показывать».
Это нежелание переходить к новшествам, которые угрожали прибыльности бизнеса, стало роковым для компании.
Несмотря на очевидные выводы аналитиков о неизбежности революции, руководство отказалось разрабатывать антикризисный план. Вместо этого компания продолжила вкладываться в разработку пленки.
С 2000 по 2010 годы спрос на фотопленку упал более чем в 10 раз. Когда Kodak наконец осознала необходимость перехода к цифровой фотографии, было уже слишком поздно. Компания не сумела догнать конкурентов.
Увязнув в долгах и несостоятельности, бренд был вынужден подать на банкротство.
Социальная сеть Friendster: Быстрый успех и быстрое падение
Соцсеть Friendster была основана в 2002 году и стала одним из первых явлений в мире социальных медиа, еще до многих известных платформ, таких как MySpace, LinkedIn и Facebook («Мета» признана экстремистской организацией и запрещена в России). В первые месяцы Friendster собрали около 3 миллионов пользователей и публиковались в таких известных изданиях, как Time Magazine и Esquire.
Основатель и генеральный директор Джонатан Абрамс даже получил приглашение на популярное ток-шоу Джимми Киммела, что подчеркивало огромный интерес к социальным сетям в тот период.
Однако с ростом популярности начались и серьезные проблемы. Сайт Friendster испытывал перегрузки, что негативно сказывалось на его производительности. Страницы загружались с огромной задержкой, порой требуя до 40 секунд на открытие.
Кроме того, после создания профиля у пользователей не было возможности взаимодействовать с сайтом. На фоне этого другие социальные сети активно добавляли востребованные функции, включая блоги и различные инструменты для настройки профиля. Попытки внедрения похожих функций на Friendster только ухудшали ситуацию, замедляя сайт ещё больше.
Одной из самых крупных ошибок гендиректора стало несогласие продать Friendster компании Google в 2004 году за предложенные 30 миллионов долларов. Если бы это предложение было принято, сейчас эта сумма могла бы превратиться в 1 миллиард.
К тому же в это время Абрамс предпочитал устраивать вечеринки, вместо того чтобы уделять внимание решению проблем с производительностью Friendster. Результатом его бездействия стало то, что с 2004 по 2006 год в компании сменилось пять генеральных директоров.
К 2006 году противоречивое руководство и финансовые трудности привели Friendster к плачевному состоянию. Компания была вынуждена сократить штат сотрудников, оставив всего 25 человек.
14 июня 2015 года сервис Friendster официально прекратил свою работу.
Смартфон BlackBerry: От пика популярности до полного исчезновения
Смартфоны BlackBerry когда-то занимали лидирующие позиции на рынке мобильных устройств. Однако упрямство компании и нежелание адаптироваться к изменениям в предпочтениях потребителей стали залогом их падения. В результате, BlackBerry отказалась от производства телефонов, что впоследствии обернулось серьезными финансовыми потерями.
Когда акции BlackBerry начали стремительно снижаться, руководство объявило о смене вектора развития — компания решилась сосредоточиться на программном обеспечении, фактически пересмотрев свою стратегию и отказываясь от выпуска мобильных телефонов. Это решение показало, насколько оторванными от реальности были их ожидания. Многие менеджеры компании верили, что традиционные телефоны с физической клавиатурой будут востребованы, хотя среди пользователей нарастал тренд на сенсорные экраны.
В 2009 году журнал Fortune высоко оценил BlackBerry, назвав её самой быстрорастущей компанией на планете.
Однако к 2013 году стоимость акций компании упала на 90%. Основной причиной этого стала настойчивость BlackBerry в производстве именно телефонов с физической клавиатурой, несмотря на явное предпочтение потребителей к сенсорным экранам, как это продемонстрировали iPhone от Apple и устройства на платформе Android от Google.
Когда-то BlackBerry контролировала 50% рынка смартфонов в США и 20% — на мировом уровне, но к 2016 году доля компании сократилась до 0%. В 2016 году BlackBerry объявила о полном прекращении производства собственных устройств и продала большую часть своих глобальных прав на брендинг китайскому производителю TCL, что стало ещё одним ударом по имиджу компании.
Друзья, вспомните ли вы другие примеры ухода с рынка крупных компаний? Может быть, есть бренды, по которым вы скучаете? Дайте знать в комментариях, а мы уже готовим вторую часть!
Еще больше статей в нашем блоге https://uxi.run/blog/
А если хотите быстро создать и продвинуть сайт, то напишите нам и мы проконсультируем вас бесплатно
Также вам может быть интересно: Исчезнувшие бренды: Какие ошибки привели их к банкротству?