Один из лучших отечественных фильмов вышел на экраны в 1960 году. Он называется "Серёжа" и снят по повести известной писательницы Веры Пановой "Несколько историй из жизни очень маленького мальчика".
Это совсем короткий фильм, кинокрошечка, всего-то 80 минут. Но эти час десять становятся одними из самых насыщенных в жизни доброго зрителя.
У этого фильм два режиссёра: постарше и помладше. У обоих "Серёжа" — полнометражный дебют. Старшему, Игорю Таланкину, шёл тридцать второй год. Младшему, Георгию Данелии — двадцать восьмой.
Вера Панова очень сомневалась в успехе будущего фильма. Можно сказать даже так: она предполагала неудачу. Не очень верила в то, что молодые постановщики сумеют превратить её повесть в интересное кинозрелище.
Она не спешила смотреть фильм после его выхода, несмотря на хвалебные отзывы. Она сомневалась в их правдивости, но когда решилась и посмотрела, то поздравила съёмочную группу с удачей. Конечно, на экране был не литературный Серёжа, но это был живой, прекрасный мальчишка, который покорил её сердце.
Который с тех пор покорил множество сердец.
Назову других авторов картины: оператора Анатолия Ниточкина (для него это был тоже дебют), известного композитора Бориса Чайковского, художника-постановщика Валерию Нисскую и, конечно, исполнителей ролей, причём, не только главных. Тут и эпизодические роли выдающиеся.
Великолепная пара Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук, прекрасные актёры Василий Меркурьев, Любовь Соколова, Николай Сергеев, Александра Панова, мальчишки и девочка, исполнившие роли друзей Серёжа и, конечно, Боря Бархатов, исключительно органичный в кадре. Рядом с Борей в некоторых дублях "кололся" сам Бондарчук.
О неудачных дублях сцены прогулки по осеннему лесу перед поездкой в Холмогоры Бондарчук говорил:
— Он на меня смотрит так, что я текст забываю!
"Он" — это Боря Бархатов, конечно.
А как можно снимать фильм вдвоём? Неизбежны споры, разногласия. Во-первых, очевидно, что Таланкин и Данелия ощущали некоторую мировоззренческую и художественную близость, иначе бы не создали тандем, правда, просуществовавший только во время съёмок "Серёжи". Труд был поделен только на подготовительном этапе. Таланкин записывал сценарий (сочиняли вместе), Данелия рисовал раскадровки.
На съёмочной площадке они договорились: по чётным дням командует один, по нечётным — другой, но высказываться всегда могут оба. Серьёзных конфликтов не было.
Киновед Виктор Дёмин пишет: "Было такое ощущение, что фильм делается сам собой, только их руками. Его открытая, разомкнутая структура легко аккумулировала в нём запросы времени, ожидания зрителя, потребность художников высказаться..."
Очень может быть, что начинающим постановщикам деликатно помогал Бондарчук. Но это предположение. И как хорошо пишет тот же Дёмин: "Думается, это были скорее всего уроки терпения, роль мягкого наставничества".
Фильму в этом году шестьдесят четыре года. Ещё год — и на пенсию (для мужчин), женщины уже давно получают свою заслуженную "копеечку". Зачем смотреть это "старьё"? Чёрно-белое. Да с проблемным звуком (впрочем, есть версии с улучшенным качеством). Фильм о ребёнке — это что, детское кино? Кому и зачем такой фильм нужен?
Очень просто. Пользователь трекера с говорящим ником ScepticForever сказал: "Гроссмейстерское кино".
Да, но что это значит?
Во-первых то, что от фильма невозможно оторваться, он увлекательный! Несколько историй из жизни пятилетнего Серёжки целиком поглощают внимание.
Во-вторых, фильм хорошо сделан. Он не выглядит как сборка историй-новелл, это цельное кино; маленький Серёжка просто делает шаг и оказывается в другом дне (месяце) своей жизни. И всё это естественно и ненатужно.
В-третьих, фильм нет сюсюканья и такого, знаете, сентиментального пришепётывания. Авторы не заигрывает со зрителем. Они вовсе не думают о том, что Серёжа должен нам понравиться. Они просто-напросто очень его любят и — что очень важно! — уважают. Авторская интонация — сердечное расположение к ребёнку, глубокое внимание к нему.
В-четвёртых, все короткие истории обрамлены основной, самой главной. Историей о том, как мальчик и неродной ему мужчина стали сыном и отцом друг для друга. Помните ли вы, что когда Коростелёв (как светлеет его лицо!) выкрикивает из машины Серёже: "Сергей, собирайся, поедешь!", он добавляет "Сын..."
Да и даже не в этом слове дело. Коростелёв лучше понимает состояние мальчика, чем его мама, которая полна опасений и тревог. Она не может решиться взять болеющего Серёжу — решается отчим. Не отчим, уже отец, лучший на свете папа.
В-пятых, любо-дорого посмотреть на отношения ребят между собой. Здесь такая пёстрая компания: девочка с младшим братиком, которого таскает на руках, два паренька постарше, один уезжает в ремесленное училище, второго дядька забирает в Нахимовское, ещё один парнишка, чуть постарше Серёжи — вот эта дружная, симпатичная компания всегда вместе. И ссоры-то у них лёгкие, воздушные. А за всеми, во всём — послевоенное детство, безотцовщина, женская горечь и спрятанная боль этих светлых мальчиков и девочек, которые добры друг к другу.
А, главное, всё же, в шестых: "Серёжа" — фильм о доброте. О том, как люди могут быть добры друг к другу. О том, как важно, как жизненно необходимо быть добрым друг к другу.
В общем, если совсем просто, по словам Льва Толстого: «Капля добра лучше целой бочки философии...»
Помните, каким чудом начинается фильм?
Серёжа догоняет своих старших друзей и говорит: "Знаете, что... а у меня есть сердце".
И он говорит это каждому из нас. Напоминая, что если уж что-то у нас и есть (точно), так это сердце.
О фильмах чудесного Георгия Данелии
А здесь — обзоры, заметки о всех фильмах любимого мной Сергея Соловьёва
Фильм "Зайчик". Помните такой? В главной роли — Леонид Быков