Одна из главных особенностей пограничного или эмоционально-неустойчивого расстройства личности - болезненная реакция на триггеры, которыми часто выступают:
1. действия других, расцениваемые как отвержение;
2. угроза расставания или само расставание;
3. невозможность быстро удовлетворить имеющуюся потребность.
Обычная реакция на эти триггеры - поглощающая печаль, слёзы или гнев. А поскольку человеку с ПРЛ приходится взаимодействовать с социумом, и социум - это не всегда теплица с чуткими и отзывчивыми людьми, влияния триггеров не избежать. Стресс быстро копится, приводя к тому, что человек или срывается на других, или направляет агрессию на себя, западая в печаль, горе, ощущая себя отвергнутым ребёнком, несправедливо страдающим по вине взрослых. Тут и психосоматические расстройства не заставляют себя ждать.
На психологических сессиях клиент с ПРЛ или постоянно плачет, или обрушивает на психолога гнев, столкнувшись с фрустрацией. В результате, "пограничнику" тяжело и в социуме, и в терапии.
Часто начинающий психолог чувствует себя в западне с пограничным клиентом, потому как тот ставит перед ним непростую задачу - помочь ему, не касаясь травмы, и общаться, не возбуждая триггеры. А триггеры всё равно рано или поздно возбудятся, несмотря на длительные "поглаживания" психолога и внешнюю идиллию.
Как помочь "пограничнику" остановить "психическое кровотечение"? Поделюсь своим подходом в решении данного вопроса.
Во-первых, вначале необходимо создать поддерживающую, принимающую, доверительную среду на сеансах, десенсибилизировать стрессовые переживания и проводить инсталляцию ресурсов клиента методом EMDR.
Во-вторых, необходимо выявить неадаптивные схемы клиента, повторяющиеся при взаимодействии с людьми, и моделировать и внедрять в жизнь те модели, которые будут улучшать зрелые адаптационные возможности личности, вместо нападения, избегания и аутоагрессии в виде переедания, злоупотребления ПАВ и прочее.
В-третьих, важным этапом психологической помощи таким клиентам является развитие эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект - это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Под влиянием же своего травматического переноса "пограничник" оценивает мотивы других людей преимущественно как враждебные.
Сталкиваясь с фрустрацией при взаимодействии с другим, он бессознательно начинает воспринимать его поведение как угрожающую активацию абсолютно плохих, преследующих объектов прошлого.
Возникающее в связи с этим недоверие и враждебность, препятствуют формированию нормальных отношений.
Отслеживание и оспаривание когнитивных искажений, развитие навыков распознавания своих потребностей, моделирование адаптивного поведения в отношениях, развитие навыков самодисциплины и эмоциональной саморегуляции - вот те аспекты, над которыми важно работать в терапии с клиентом с ПРЛ.
Автор: Елена Буркова
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru