Эта картина — квинтэссенция венецианского пейзажа: самая ранняя по датировке (1723/24 г.), самая большая по размеру (141*205 см) и самая известная из картин Каналетто (1697–1768), посвященных самому известному художественному объекту города — площади Святого Марка.
Площадь, трапециевидная по форме и обращенная к фасаду базилики Сан-Марко является центром венецианской жизни.
Базилика и прилегающая к ней городская территория посвящены евангелисту Марку, святому покровителю Венеции.
Южнее справа от колокольни находится Palazzo Ducale (Дворец дожей), который до наполеоновских времен был резиденцией дожей и местом
Аркады Procuratie Vecchie и Procuratie Nuove, так называемые потому, что они были предназначены для размещения прокураторов или магистратов, и называемые «старыми» и «новыми», потому что они были завершены около 1532 и в 1640 годах соответственно, замыкают площадь с севера и юга.
Torre dell'Orologio (Часовая башня) на восточном конце Procuratie Vecchie выходит на Merceria (главную улицу города), которая, в свою очередь, ведет к рынку Rialto, центру венецианской коммерческой жизни.
Хорошо известно, что Каналетто на протяжении всей своей карьеры подчинял топографику живописному эффекту.
Так дело обстоит и с настоящим ранним полотном (например, слишком быстро уменьшается масштаб аркадных фасадов Procuratie).
Архитектурные детали аркад прорисованы довольно однообразно, особенно по сравнению с фасадом базилики.
Солнечный свет оживляет купола и шпили Сан-Марко и играет на навесах и зонтиках, которые укрывают торговцев и их клиентов и дают тень колоннаде и многим окнам Procuratie Vecchie.
Джентльмены и чиновники в париках и мантиях, мужчины в традиционных костюмах с накидкой и треугольной шляпой, рабочие, торговцы и люди заполняют площадь, в то время как у Часовой башни козы бродят среди растений в горшках, выставленных на продажу.
Низкие облака, окутывающие колокольню, и прерывистая яркость света создают ощущение драматичности пойманного момента.
Треть площади на южной стороне вымощена, что даёт нам подсказку к датировке картины, поскольку эта мостовая с ее белым мраморным геометрическим рисунком была выложена Андреа Тирали в 1723 году.
Картину можно увидеть в Национальном музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.
Статьи о картинах прекрасного венецианского художника Каналетто: