В интернетах ходит прекрасная шутка об авторе, которую когда-то запустил один критик: «Если вы перед вами книга Харкуэя, то это, возможно, 700-страничный черновик 400-страничного романа». В каждой шутке доля шутки (тут нужен смайлик, который саркастично улыбается).
«Гномон», если быть максимально объективной и приличной в выражениях, – излишне словесный роман, в котором слишком много повторяющихся размышлений, странных и непонятных слов, иллюзий и отсылок, короче, слов ради самих слов, а не ради раскрытия какой-либо идеи, коих, к слову говоря, по тексту раскидано в огромном количестве.
Тут вам и размышления о цифровом концлагере, и о силе матери, способной пройти огонь, воду и медные трубы, лишь бы вновь вернуть своего ребёнка, и мысли о финансовом рынке (о его влиянии на мир и последствиях), и интерпретация мифов, собранных в один клубок, который читатель должен сидеть и разматывать. В общем, каждый в этом романе-конструкторе может найти что-то интересное для себя, если его не проглотит, конечно же, акула, плавающая в этом океане слов.
Мне же лично понравился главный сюжетный поворот, эдакая игра разума, в которую Харкуэй втянул и читателя. Не буду раскрывать вам всех деталей, всё-таки в этом-то и прелесть «Гномона» – нужно самому докопаться до истины, чтобы получить тот самый эффект ВАУ в конце. Пока читала, я делилась мыслями с Леной, да-да, вот такая я единоличница! И, она не даст соврать, я разгадала (практически) главный замысел, отчего была в полнейшем восторге.
Чтобы накрутить интриги, немного расскажу о сюжете. Диана Хантер – диссидент и бунтовщица, которая умерла во время «дознания» (её мозг подключали к аппарату, который должен был прочитать всё, что она знает, думает и тд). Мьеликки Нейт – детектив, которому поручено расследовать это дело. Пока будете читать, стоит помнить, что Нейт – неподкупна, верна Системе, свято чтит и почитает доверенное ей задание. Она загружает «в себя» цифровую копию мозга Дианы Хантер, чтобы найти то, что пытались откопать на «дознании», но понимает, что всё не так просто. Дело в том, что Диана, дабы защититься (ли?), создала несколько личностей внутри своего разума, которые отвлекают и утягивают за собой в пропасть Мьеликки.
Кстати, про взлёты и падения, то есть сначала падения, после взлёты – про катабасис и апокатастасис. Сейчас-то я умная, я дочитала и до меня дошло, вам же подскажу: пока будете читать, следите, как все герои постепенно меняются, преобразуются в НЕЧТО ИНОЕ. Да, эта часть самая занудная и даже сложная, но это только из-за излишнего словоблудия автора, которое, как мне иногда казалось, старалось скинуть читателя со скалы, вниз, в пропасть, как спартанский папаша скидывал своего немощного слабого дитятку, всё равно, мол, не справишься, так чего пыхтишь, иди почитай чего полегче.
Так что, природная вредность, злость на Харкуэя и просто желание узнать «так я праф или не праф», верно ли я поняла весь замысел автора, заставили меня дочитать, о чём я теперь не жалею, кстати. И, что интересно, это падение (к самым низменным чувствам) позволило мне в итоге подняться, осознать, что со мной автор сделал к концу книги, не зря же он в последних строчках, словно издеваясь, говорит:
В чем разница между личностью и книгой? Ни о той, ни о другой мы не можем знать всю правду. И та и другая – код, пытающийся объяснить себя. И ту, и другую нужно читать и оживлять внутри нас – ведь мы никогда не знаем другого человека прямо, душа в душу.
Упал, отжался и поднялся!
Теперь Я – ГНОМОН! Я укажу тебе путь. Не бойся. Начни читать эту книгу и сделай выбор: прими неизбежный конец (сдайся, брось читать) или борись до конца, чтобы переродиться, чтобы пробудиться, чтобы в конце осознать и принять, что ГНОМОН теперь ТЫ! И теперь ТЫ указываешь путь!