В этой статье рассмотрена песочная терапия как психотерапевтический метод, помогающий в работе как с детьми, так и взрослыми.
Сегодня будет рассмотрена песочная терапия как метод снижения тревожности у детей, а также песочная терапия в работе со взрослыми. Помимо этого мы приведем пример работы — техники, применяемые в песочной терапии. На связи как всегда психолог Кира Рустик.
Песочная терапия как метод психотерапии
Песочная терапия — один из методов, применяемых психотерапии, который был создан в рамках аналитической психологии. С его помощью может быть проведена глубинная работа с чувствами ребенка или взрослого. Такая работа помогает выявить стратегии поведения человека, беспокоящие его проблемы, а также творческая работа такого плана помогает развить исследовательский интерес.
Исследования показывают, что песочная терапия эффективна при работе с тревогой, помогает снять внутреннее напряжение, установить контакт с внешним миром и чувствами клиента, перенести напряжение из бессознательного на символическом плане. Что в свою очередь помогает ребенку или взрослому повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития и самовыражения.
Такая работа прекрасно подходит детям и взрослым, имеющим творческие наклонности. Под руководством психолога этот метод помогает распознать практикующему его чувства и эмоции. Психолог при этом может помочь распознать причины конфликтов, повышенной тревожности и страхов, и в последующей работе составить план коррекции. Цель данной работы — изучить техники песочной терапии в работе с тревожностью среди детей и взрослых.
Песочная терапия как метод снижения тревожности у детей
Для начала в этой работе мы рассмотрим песочную терапию в качестве метода снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Такая работа актуальна, поскольку в таком возрасте коррекция тревожности, начатая своевременно, показывает хорошие результаты.
Многие дети испытывают сложности с социализацией среди сверстников, количество детей с повышенным беспокойством, тревожностью, заниженной самооценкой, замкнутостью, эмоциональной нестабильностью, страхами все время растет. Многие зарубежные и отечественные авторы считают проблему детской тревожности очень важной.
Что же такое тревожность и почему с ней важно работать? Исследователи Б.И Мещерякова и В. 3инченко дают следующее определение тревожности. “Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».
Автор А.М. Прихожан отмечает, что тревожность может быть рассмотрена «как характерная черта депривационного синдрома», то есть как наличие препятствий к удовлетворению потребности в любви, которая становится основой неспособности к адаптации. [1]
Песочная терапия для детей
Большинство упражнений в рамках песочной терапии предполагает взаимодействие с ребенком на основе игры. Э.Э. Большебратская, О.А. Новиковская предлагают большое количество различных игр и рекомендаций. Их основная цель направлена на выработку необходимых качеств, навыков и привычек, развития способностей, что помогает снизить тревожность у ребенка.
Игра для ребенка — это школа жизни, как отмечает А.М. Прихожан и с этим тезисом сложно не согласиться. Таким образом, при работе с детской тревожностью, на наш взгляд, более всего актуальна форма специализированной игры. Таким образом, песочная терапия — это один из эффективных видов игротерапии.
Для психолога, который работает с ребенком в этом методе, открывается возможность выявить сильные и слабые стороны ребенка, увидеть его точки роста, психологические травмы. Такой вид арт-терапии помогает снизить уровень стресса и агрессии.
Исследователи отмечают, что работа с песком помогает погрузить ребенка в “древние слои психики”, где нет страха оценки. Тогда как работа с рисунком может вызывать у него страх оценки. [1]
Что нужно для песочной терапии
Рассмотрим, что понадобится для песочной терапии. Это два ящика, один с сухим песком, другой-мокрым песком и множество миниатюрных игрушек, которые могут быть интересны ребенку.
Так, изображая собственную семью, дети могут выбрать в качестве персонажей животных. Чаще всего такая терапия проводится индивидуально или в парах. Техника песочной терапии может применяться начиная с 3‑х летнего возраста. Работа с песком помогает ребенку почувствовать себя в безопасности, почувствовать внутреннюю защищенность и поддержку.
Техники песочной терапии применяются как в работе с детьми с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектам.
Песочная терапия в работе со взрослыми
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Такая работа может проведена не только с детьми, но и взрослыми.
Дора Калфф автор этого метода, швейцарский юнгианский аналитик, заявляет, что главный принцип такой работы — это «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый, который может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
Как отмечает Дора Калфф в работе «Sandplay», такая картина на песке “может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым”.
Терапевтические игры с песком в качестве консультативной методики были описаны в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. На занятиях дети стали использовать миниатюрные объекты вместе с песком и водой. Позже, ближе к 1950‑м годам, Дора Калфф создала теоретико-методологическую базу и назвала технику игры в песок песочной терапией — «Sandplay».
Песочная терапия как метод арт-терапии
Песочная терапия в контексте арт-терапии, направленной на работу со взрослыми и детьми представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы появляются в символической форме в процессе создания творческого продукта.
Этот метод терапии базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе со взрослыми и детьми.
Также песочная терапия может с успехом применяться как один из инструментов сопровождения участников образовательного процесса (учителей, родителей и педагогов). Этот метод позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, профилактики, консультирования и коррекции. В этой связи ниже мы будем употреблять понятие «клиент», подразумевая участника образовательного процесса (учащегося, родителя или педагога).
Песочная терапия и сказкотерапия
В песочных картинах есть важный психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапии, связанной с работой с песком.
Человек, играющий в песочнице с миниатюрными предметами, воплощает фигуру волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами, получает возможность творческого изменения напрягающей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, клиент получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана.
Метод песочной терапии используется в гештальт-терапии, групповой психотерапии, семейной терапии, арт-терапии — это позволяет психологу расширить свои диагностические и коррекционные возможности в работе с детьми и взрослыми, особенно в случае закрытости клиента или избегания обсуждения отдельных тем.
Используя данный метод, психолог, одновременно может решать задачи диагностики, коррекции и развития, клиент решает задачи самовыражения, самоактуализации. Топография песочных картин также дает много материала психологу для понимания состояния клиента. Можно увидеть, как воспринимает клиент сам себя, свое место в социуме; наличие резервных сил, состояние прогресса или регресса [6].
Доказанная эффективность песочной терапии
В работах корейских психологов Kim, Y. M., Jang, M. K., Kim, M. K., & Kim, J. K. доказывается эффективность применения терапии Sandplay для помощи студентам с СДВГ в решении собственных эмоциональных проблем. Применение песочной терапии оказало положительное влияние на улучшение тенденций СДВГ и снижение депрессии.
С точки зрения прогрессирования от детства до взрослой жизни, симптомы СДВГ остаются постоянными на протяжении всей взрослой жизни. Однако, признаки импульсивности и гиперактивности уменьшаются по мере того как дети растут и образ деятельности в зрелости устанавливается на соответствующем уровне.
Основной трудностью для взрослых с СДВГ является поддержание высокого уровня работоспособности, так как у них возникают трудности в концентрации внимания. Такая невнимательность часто является причиной низкой самооценки, депрессии и тревоги, что приводит к проблемам в межличностных отношениях и повышению уровня стресса.
Кроме того, Broun утверждает, что у взрослых с СДВГ развивается низкая самооценка, так как они неоднократно терпели неудачу в повседневной жизни и встречались с разочарованием из-за симптомов СДВГ, а их низкая самооценка приводит к различным эмоциональным проблемам, таким как беспокойство, тревожность и депрессия.
Sandplay-терапия
Исследования показали, что Sandplay терапия эффективна в уменьшении психологического стресса у взрослых с СДВГ, имеющих проблемы в межличностных отношениях в связи с их импульсивностью, что также нередко является источником дополнительного стресса. Поэтому, именно терапия Sandplay может дать им защищенное свободное пространство для того чтобы выразить безопасно их отрицательные эмоции, которые часто связаны с их импульсивностью и низким самоконтролем.
Отметим, что для людей, желающих разобраться со своим психическим состоянием, но еще не готовых к системной работе с психологом, песочная терапия представляется инструментом для знакомства с личными переживаниями, своего рода обрядом инициации — посвящения, перехода к внутренней работе над собой, символического отделения от себя, держащего мысли и чувства под запретом, к той версии личности, где разрешено быть собой и проявлять различные чувства и эмоции.
Клиент в ходе сеанса песочной терапии получает возможность в игровой форме узнать о точке опоры в жизни, системных ошибках, страхах, достижениях, амбициях, отношениях с близкими людьми. Ему разрешено создавать любую композицию, можно использовать различные фигуры, моделировать ландшафт — ограничений, которые присутствуют в обычной жизни, здесь нет. Как и нет давления, требований и ультиматумов.
Есть обозначаемые терапевтом перед процедурой правила игры, при соблюдении которых человек получает свободу действий и творчества. Песочная терапия выступает инструментом проживания психологического напряжения клиентов, дает возможность в настоящем моменте моделировать события и взаимоотношения, выстраивать шаги для достижения поставленных целей. Она подходит как для рациональных людей, так и для тех, кому сложно высказать, подобрать слова для переживаний.
Песочная терапия и архетип героя
По мнению Е. В. Ратниковой, песочная терапия помогает обнаружить архетипический образ героя: при переложении мифа на песок человек в ходе построения композиций отражает свой опыт и находит решение существующей проблемы. Через символическое погружение в историю жизни он возвращает себе ресурс, знакомится с деструктивными установками, узнает, как с ними работать. Здесь песочница выступает как контейнер, позволяющий найти способы разрешения трудных ситуаций.
Г. Н. Эль отмечает, что в ходе игры в песочнице клиент входит в мир своего подсознания. В силу того, что главное правило в процессе создания песочной композиции «Клиенту можно всё», человеку предоставляется свобода действий, он становится вовлеченным в процесс. Автор сравнивает работу в психологической песочнице с инициацией, которую человек проводит по своему желанию. С помощью песочного поля и кодируемых объектов из реальной жизни клиент моделирует актуальную для него ситуацию и работает с полученным материалом.
По мнению В. В. Ставровской, игра с песком позволяет проживать чувства, фантазировать. Песочная терапия может применяться в случаях, когда клиент не понимает, почему с ним происходят те или иные события, не знает, куда он движется по жизни. Она дает возможность увидеть, что происходит с человеком, что мешает ему в отношениях, не позволяет реализовать задуманное.
Один из авторов, работающих со взрослыми, отмечает, что результатом таких сеансов стало оформление в словесно-образную форму запутанных профессиональных или межличностных отношений, которые раньше не поддавались емкому описанию: «ферма» (позиция женщины по отношению к мужчинам, её окружающих), «теплица» (взращивание новых идей и проектов). [4]
Таким образом, песочную терапию можно рассматривать как эффективный инструмент работы с психическим состоянием, который подходит как для клиентов, ранее обращавшихся за помощью к психологам и психотерапевтам, так и для тех,у кого такой опыт отсутствует.э
Пример техник в песочной терапии
Ниже приведем несколько упражнений в рамках песочной терапии.
Упражнение 1. «Волшебные ладошки» (автор: И. Дронь).
Цель: снятие напряжения, повышение уверенности в себе.
Инвентарь: песочница с песком, игрушки от киндеров, карандаш, камешки, бусинки. Время работы: 15–20 минут.
Психолог дает инструкцию ребенку:
«Давай познакомимся с песком: «Пройдись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем сначала одной, потом другой руки, затем указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук одновременно. «Поскользи» ладонями по поверхности песка, зигзагообразные и круговые движения (как машинка, санки, змейки и т.д.). «Поиграй» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Порисуй на песке палочками. Пофантазируй. Поищи сходство песочных узоров с объектами окружающего мира. Возьми одного героя и расскажите, какой он. В конце разровняй песочек и сделай на поверхности отпечатки ладошек. Возьми карандаш и обведи их, а затем выложи красивыми камешками, (бусинками и т.д.). Затем посмотри на свои ладошки. Обрати внимание, что на наших ладошках, в отличие от тех, которые остались на песке, есть разные линии. Слегка обведи карандашом свои линии на ладошке, а затем перенеси их на «песочную» ладошку. Можно дать ей имя. Обязательно попрощайся с песочком и поблагодари его.
Особые дополнения: такая работа помогает лучше познакомиться с ребенком, установить с ним более доверительные отношения, дает ощущение собственной уникальности и развивает речевую креативность.
Упражнение 2. Модификация техники «Знакомство с песком»
Цель: знакомство с возможностями песка, снятие тревожности, включение творческого потенциала личности, снижение тревожных проявлений и состояний и снятие стресса. Инвентарь: песочница с песком.
Время работы: до 20 минут.
Возрастные рамки применения: от 3 лет и старше.
Психолог дает инструкцию ребенку: «В ящике с песком необходимо совершить следующие манипуляции:
- Положи руки на песок и покопайся в нем. Почувствуй, какие
прикосновения тебе нравятся больше всего.
- Слепи высокую горку. Лепи так высоко, насколько можешь.
- Нарисуй на песке капли дождика.
- Вылепи из песка толстый блинчик, примерно в пальчик толщиной.
- С помощью отпечатка ладошки и пальчиков нарисуй на песке
какое-нибудь животное.
- Нарисуй пальчиками солнышко.
- Пальчиками обеих рук нарисуй одновременно два одинаковых
круга.
- Нарисуй так же пальчиками на обеих ручках два одинаковых
глаза. Укрась их безымянными пальчиками (показать эти пальцы на руке у ребенка) так, чтобы глазки были красивые.
- Нарисуй мамины (папины) глаза, а прорисуй их красоту
указательными пальчиками.
- Нарисуй два одинаковых цветочка.
- Нарисуй два разных цветочка и прорисуй их большими пальцами.
- Нарисуй двух человечков. Прорисуй их любыми пальчиками на
выбор.
Особые дополнения: знакомство с песком является обязательным
элементом работы с ним. Оно помогает клиенту установить контакт с
материалом, снять механизмы психологических защит, погрузиться в
безопасное состояние контроля своих действий. Когда ребенок уже
хорошо знаком с песком, при последующих работах с ним необходимо
позволить маленькому клиенту настроиться на работу, дав ему несколько
любых инструкций из вышеприведенного перечня.
Упражнение 3. «Пальчиковые походы». Модификация техники
(автор: Е. Тарарина). Цель: развитие произвольности психических процессов, снижение тревожности.
Задачи:
- Развитие внимания и мышления.
- Развитие тактильной чувствительности.
- Повышение продуктивности мыслительных функций, стимуляция
развития речевого центра головного мозга.
- Снижение тревожных проявлений и состояний.
Инвентарь: песочница, бусинка или маленькая игрушка и повязка
для глаз (или закрыть глазки ребенка ладошкой, либо договориться не
подглядывать).
Время работы: индивидуально для каждого ребенка.
Возрастные рамки применения: от 3 до 8 лет.
Алгоритм работы: заполняем песочницу песком, завязываем ребенку глаза и кладем большую бусинку на поверхность песка. Ребенок должен найти бусинку, передвигаясь указательным и средним пальцами руки, как будто это человечек гуляет по песочку. Шаги нужно делать маленькие и нельзя перепрыгивать с края на край. Повторять игру можно несколько раз, пока ребенок явно увлечен занятием. Так же бусинку можно закапывать на небольшую глубину и в этом случае пальчики при «ходьбе» можно вставлять в песок поглубже. Так же упражнение можно провести на листочке бумаги.
Упражнение 4. «Страхи»
Детям предлагается вспомнить, то чего они бояться. Далее подобрать фигурку или слепить из пластилина свой страх, поселить его в какой-то дом или другое место. Каждый ребенок рассказывает о своем страхе и о том, что он хочет с ним сделать. Психолог предоставляет ребенку возможность победить свой страх, тем способом, который предлагает ребенок (если ребенок не знает, что сделать, можно предложить ему разные способы — закопать, посадить под замок ‚изменить образ и т.п.).
Ниже мы приводим ожидаемые результаты, критерии оценки эффективности работы в технике песочной терапии (таб. 1).
Ожидаемые результаты, критерии оценки (таб. 1)
Песочная терапия помогает снизить тревожность
В работе с песком используются различные техники, которые помогают снизить тревожность у детей и взрослых. Как детям, так и взрослым подойдет метод «Sand art», разработанный О.Н. Никитиной, М.В. Сосниной, который представляет собой систематизированную последовательность действий с песком на специальный столах со световой подсветкой для решения обучающих, развивающих и коррекционных задач.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий, так как рисование предполагает работу двумя руками одновременно или поочередно.
Метод песочной терапии отлично подходит детям, поскольку игра такого плана очень привычна, понятна и естественна для них. Дети чаще всего позитивно реагируют на возможность проведения занятия на песочном столе, что помогает сохранить эмоциональный комфорт ребенка в процессе терапевтических занятий. Еще несколько плюсов — это развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности и зрительного восприятия. Такая работа снижает боязнь оценки и связанную с ней тревожность и страхи.
Вербализация чувств, эмоций, переживаний в песочной терапии
Также в работе с детьми и взрослыми в работе с песком могут применяться элементы сказкотерапии. Именно вербализация чувств эмоций и переживаний в безопасной обстановке помогает избавиться от излишнего напряжения и снизить тем самым общий уровень тревожности как у детей, так и у взрослых.
Отметим, что применение техник песочной терапии, как показывают исследования, положительно сказываются на состоянии детей и взрослых с СДВГ. Это важно иметь в виду при подборе техник для конкретного ребенка или взрослого.
Рисование песком, лепка фигур из кинетического песка, игра в песочнице – все эти техники вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, что делает процесс психотерапии комфортным и позволяет погрузиться в глубинные слои психики клиента, прикоснуться к сложным чувствам и переживаниям.
Список использованных источников:
- Андронова Юлия Валерьевна, Клеймёнова Мария Вячеславовна, Хвостова Ольга Геннадьевна ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pesochnaya-terapiya-kak-metod-snizheniya-trevozhnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 03.06.2023).
- Белоусова Наталья Алексеевна, Метод песочной терапии [Электронный ресурс]. URL: https://zazerkalie86.su/userfiles/ufiles/2021/08/03/02-%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%B8.pdf(дата обращения: 04.06.2023).
- Борисенко Елена Дмитриевна ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ [Электронный ресурс]. URL: http://centrgrayvoron.ru/uploads/file/Pesochnaya_terapiya_v_rabote_s_trevognimi_detmi.pdf (дата обращения: 04.06.2023).
- Дзвоник В.П. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ КЛИЕНТА // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pesochnaya-terapiya-kak-instrument-raboty-s-psihicheskim-sostoyaniem-klienta (дата обращения: 04.06.2023).
- Пшеничная Виктория Викторовна, Коробкова Юлия Евгеньевна Влияние Sandplay терапии на тревожность и уровень психологического стресса у студентов университета с тенденциями СДВГ // Психология и психотехника. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sandplay-terapii-na-trevozhnost-i-uroven-psihologicheskogo-stressa-u-studentov-universiteta-s-tendentsiyami-sdvg (дата обращения: 03.06.2023).
- Максимова И.В. Песочная терапия как метод психологической помощи в педагогической и коррекционной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pesochnaya-terapiya-kak-metod-psihologicheskoy-pomoschi-v-pedagogicheskoy-i-korrektsionnoy-psihologii (дата обращения: 04.06.2023).
Читай также: