Друзья, яркие сентябрьские выходные отодвинули рассказ о нашем путешествии в День туризма. А ведь мы действительно побывали в Цюрихе!
Впервые я здесь оказалась в 1985 году, т.к. моя подруга-однокурсница приехала сюда работать по распределению после окончания Саратовского университета. Но к тому времени уже 43 года / с мая 1942 г/ как Цюрих был переименован в село Зоркино.
От Маркса до Зоркино 40 км. И всю дорогу, пока мы ехали, наш уважаемый краевед Лемдяев Владимир
рассказывал факты, которые мы ранее не слышали, а если и слышали, то напрочь забыли.
Оказалось, что по нашей стороне в сторону Балаково вообще не было никаких поселений до немецких колоний. До 17 века встречались редкие старообрядческие поселения, которые могли вести скрытный образ жизни и таким образом выживать во времена набегов степняков.
В 1763 г вышел Манифест Екатерины ll, который гласил:
«Мы, ведая пространство земель
нашей империи, между прочаго усматриваем наивыгоднейших к на-
селению и обитанию рода челове-
ческаго полезнейших мест, до сего
времени еще праздно остающихся,
немалое число... всем иностранным
дозволяем в империю нашу въезжать
и селиться...»
Что же побудило русское правительство пойти на этот непростой, в организационном плане, шаг?
В Поволжье ко 2-й половине ХVll века оставалось много свободных земель и богатых угодий. Пустующие пространства были местом разбойного промысла многочисленных вольных ватаг и орд киргиз-кайсаков, доставлявших немало хлопот. Поэтому Екатерине II необходимо было иметь на Волге, на окраинных рубежах империи лояльное население.
Для этого и приглашались сюда из неблагополучной Европы иностранцы и беглые раскольники.
Вышеупомянутый Манифест, отпечатанный по сотне экземпляров на русском, английском, французском и немецком языках разослали российским дипломатам за границей.
Переселение приняло по тем временам грандиозные масштабы. Всего с 1763 по 1766 год было перевезено около 25 тысяч человек. Будущих колонистов собирали в немецких портах и отправляли морем до Санкт-Петербурга, а оттуда несколькими путями, где посуху, где по рекам, уже в Саратов.
Такова история появления немецких колоний на нашей земле.
Ну а теперь ближе к экскурсии.
Первым по пути нашего следования было село Обермонжу - верхнее Монжу /наименование свое село получило по имени второго директора колоний Монжу/. Проживало до 3,5 тысяч человек, сейчас 3 дома ☹️. В советский период было переименовано в с.Кривовка.
Следующее село Орловское не меняло ни разу своего названия и названо, оказывается, в честь графа Григория Орлова, который управлял процессом колонизации. Сам Орлов здесь, правда, никогда не был, а вот брат его якобы приезжал. В Орловском до сих пор сохранилось здание церкви / ныне клуб/, от которой раньше крест-на крест было организовано строительство улиц.
В само село мы не заезжали, но церковь всем нам хорошо знакома, она напоминает церковь в Марксе.
Следующее село - Александровка - Гоккерберг /петушиная гора/.
Здешняя колония была основана в 1768 г. вербовщиком бароном Фердинандом де Борегардом де Кано.
Барон был человеком с сомнительной репутацией, заработавший состояние на переселении колонистов, чем обеспечил безбедное существование своей семье и увековечивший своё имя и имя своих родственников в названиях поволжских колоний. Одна из коммун называлась Борегард / ныне с. Приволжское/ другая - Суссанинталь / ныне Сосновка/, в честь жены Суссаны.
Название села Баскатовка видоизменилось от Баскаковка. Изначально колония получила название в честь колониста по фамилии Кинд, избранного форштегером колонии, точные сведения о нём не сохранились. Второе официальное название – Баскаковка - было дано колонии Борегардом в честь вице-президента Канцелярии опекунства иностранных Василия Баскакова. Указ 26 февраля 1768 г., закрепивший за колониями русскоязычные названия, сохранил наименование Баскаковка, несмотря на то, что колонисты продолжали именовать поселение Кинд.
А нынешняя Рязановка изначально была Резановка в честь отца знаменитого графа Резанова из "Юноны и Авось".
Ещё 8 населённых пунктов района по желанию Барона де Кано, который стремился построить колонии по швейцарскому образцу, получили швейцарские названия : Зоркино /Цюрих/, Волково (Шафгаузен), Георгиевка (Гларус), Воротаевка (Беттингер), Васильевка (Базель), Михайловка (Люцерн), Золотовка (Золотурн), Подлесное (Унтервальден).
Проехав Подлесное, Михайловку, Ястребовку наконец-то въехали в Зоркино.
Далее речь пойдёт не о селе, а о восстановленном здании церкви.
Первая деревянная церковь в селе была уничтожена пожаром в 1871 году, возникшим в результате удара молнии. На её месте была возведена в 1877 году каменная кирха в неороманском стиле с 48-метровой башней с четырьмя часами, органом и вместительностью до 900 человек по проекту известного берлинского зодчего Иоганна Эдуарда Якобсталя, автора станций метро в Берлине и вокзалов в других городах Европы.
В начале 1930-х годов на башне были остановлены часы с мелодией, а в 1934 году с башни церкви были сброшены трёхметровый крест и колокол. Орган был выброшен из церкви за ненадобностью. Вскоре был разрушен и шпиль. В 1935 году храм был официально закрыт, а его здание использовалось сначала как зернохранилище, затем в нём располагалась мастерская. Тем не менее, лютеранская кирха в Зоркино является одной из немногих в регионе, которая не была снесена в годы советской власти и в сравнительно неплохом состоянии сохранилась до наших дней. В 80-е годы здесь был клуб, куда подруга ходила на танцы 😊.
Однако в 1992 году (по другим данным в 1994 году) в здании произошёл пожар, после чего кирха была заброшена.
Территория зарастала, деревья были даже внутри. Что делать с этим зданием никто не знал, а ведь оно было на одной из центральной улиц. И так было до 2010 г.
По всему Марксовскому району разбросано множество маленьких лютеранских церквей. Как вы думаете, почему решили восстановить именно церковь в Зоркино?
А произошло это благодаря меценату Карлу Карловичу Лоору. В память о своем отце, который родился в этом селе, он 10 лет назад арендовал эту землю и начал вести работы по восстановлению храма на собственные средства. Когда-то в этой церкви был крещен отец предпринимателя, которого с семьей перед войной выслали в Сибирь в Кемеровскую область. Для сына Карла - это стало делом чести и памяти.
Можно считать, что селу просто повезло, ведь помощи от государства или общественных организаций таким проектам ждать пока не приходится.
А здесь уже начало восстановительных работ.
Какое же надо иметь желание и мужество восстанавливать эти руины 😳
Восстановление церкви велось с лета 2013 по сентябрь 2015 год по сохранившимся историческим чертежам.
Вся специализированная техника, стройматериалы и специалисты были доставлены из Старого Оскола, где находится бизнес Лоора.
Приезжая к подруге, мы ходили кругами вокруг стройки, с нетерпением ожидая окончание реконструкции.
Торжественные мероприятия по случаю открытия церкви произошли 3 октября 2015 года.
Вот как выглядит сегодня восстановленная церковь
Прошло 10 лет, а запах древесины до сих пор не выветрился.
Интересные факты:
✨️наверху колокольни колокола, заказанные из Австрии с электронным управлением.
✨️ сохранилась старая кладка стен, оставшаяся от оригинальной церкви. Кирпич кажется новым, так как очищен специальным способом.
✨️сохранилась геодезическая отметка
✨️ сохранились оригинальные часы с колокольни
✨️установлен небольшой орган
Сейчас на месте старой церкви Историко-культурный комплекс "Цюрих-Зоркино", который включает в себя, помимо церкви, памятник «Жителям села Цюрих-Зоркино — участникам Первой мировой войны 1914—1918 гг.»
и гостиничный дом с кафе. Здесь отличные условия для проживания и доступные цены. Так что можно приехать на несколько дней и прогуляться по бывшему Цюриху и познакомиться неспеша с историей восстановленой церкви.
Вот в таком месте я побывала в очередной раз во Всемирный день туризма. И, как Вы поняли, поездка была очень познавательной.
А уезжали мы в закат, который поставил красивую точку в увлекательном путешествии в прошлое.
На обратном пути мы ещё много интересного узнали про историю немецкого Маркса.
Меня недавно в комментариях спросили - почему я интересуюсь историей немцев Поволжья. Да поэтому что я живу в этих местах, хотя мои предки не из этих мест.
Я ранее писала, что дед по отцовской линии был эвакуирован из Калужской области в Маркс во время войны вместе с заводом и поселился в одном из немецких домов, в котором и сейчас проживает мой брат. Бабушка рассказывала, что в 70 -80 годах несколько раз приезжали родственники тех, кого насильно выселили из этого дома, чтобы прикоснуться к родным стенам 🥺.
А ещё - просто пришло время, а, вернее, оно освободилось для того, чтобы понять и принять нашу историю...