Найти тему
Внук Эзопа

Опиум для народа 2.0: как современные технологии и общество формируют наше восприятие реальности (продолжение)

В «Дивном Новом мире» главной наградой, используемой для обуславливания раболепия с помощью положительного подкрепления, был суперпрепарат под названием Сома.

«Мировые контролёры, — пишет Хаксли, — поощряли систематическое одурманивание своих граждан наркотиками на благо государства». Жители «Дивного Нового мира» ежедневно употребляли сому, поскольку она предлагала то, что Хаксли назвал «отдыхом от реальности». В зависимости от дозы препарат вызывал чувство эйфории, приятные галлюцинации или действовал как мощное снотворное. Это также способствовало повышению внушаемости, тем самым повышая эффективность пропаганды, которой постоянно подвергались граждане.
«В „Дивном Новом мире“ употребление сомы не было частным пороком; это был политический институт…», — пишет Хаксли. «Ежедневный рацион сомы был страховкой от личной неприспособленности, социальных волнений и распространения подрывных идей. Карл Маркс провозгласил, что религия — это опиум для народа. В „Дивном новом мире“ эта ситуация была обратной. Опиум, или, скорее, сома, был народной религией».

Но Мировые контролёры «Дивного Нового мира» полагались не только на Сому. Государство поощряло сексуальную распущенность как ещё одну тактику, гарантирующую, что каждый наслаждается своим рабством.

Лозунг «Каждый принадлежит всем остальным» вбивался в умы граждан с юных лет, а с отменой институтов моногамии и семьи каждый смог беспрепятственно удовлетворять свои сексуальные порывы. Постоянный доступ к сексуальному удовлетворению способствовал тому, что граждане были слишком отвлечены, чтобы обращать внимание на реальность своего положения.

Государственные развлечения также были важной частью создания «безболезненного концентрационного лагеря», который мы видим в «Дивном Новом мире»
Государственные развлечения также были важной частью создания «безболезненного концентрационного лагеря», который мы видим в «Дивном Новом мире»

Государственные развлечения также сыграли важную роль в создании «безболезненного концентрационного лагеря» «Дивного Нового мира». То, что Хаксли назвал «непрерывными развлечениями самой увлекательной природы», использовалось государством в качестве инструментов политики, чтобы утопить умы своих граждан в «море неуместности».

Параллели, которые существуют между «Дивным новым миром» и современным обществом, неоспоримы. В книге «Дивный новый мир, пересмотренный», опубликованной в 1958 году, Хаксли задался вопросом, как будущие социальные инженеры смогут убедить своих испытуемых принимать наркотики, «которые заставят их думать, чувствовать и вести себя так, как [они] сочтут желательным». Он пришёл к выводу: «По всей вероятности, будет достаточно просто сделать таблетки доступными».

Сегодня, по оценкам, каждый шестой американец принимает ту или иную форму психотропных препаратов. Опиоидный кризис распространился по Западу. Возможность удовлетворять сексуальные импульсы онлайн привела многих в тиски порнографической зависимости; а смартфоны и другие технологии обеспечивают бессмысленные и приятные развлечения, которые поглощают внимание большинства людей большую часть дня.

Неясно, в какой степени эти развлечения навязываются нам намеренно, а в какой они являются спонтанной реакцией на потребительский спрос. Но каким бы ни был ответ, реальность такова, что рассеянному и отупевшему населению просто не хватает умственных ресурсов, чтобы противостоять своему порабощению.

Пока крик «Дайте мне телевизор и гамбургеры, но не мешайте мне нести ответственность за свободу» (Олдос Хаксли, «Дивный новый мир: Возвращение») не сменится на «Дайте мне свободу или дайте мне смерть» (Патрик Генри), свобода не восторжествует.

Пока люди предпочитают удовольствия и комфорт свободе, социальная обусловленность, о которой предупреждал Хаксли, будет становиться всё более утончённой и эффективной благодаря развитию технологий и лучшему пониманию того, как предсказывать и контролировать поведение человека. Сможем ли мы противостоять таким манипуляциям и захотим ли мы этого — покажет время.

Пока люди предпочитают удовольствия и комфорт свободе, социальная обусловленность, о которой предупреждал Хаксли, будет становиться всё более утончённой и эффективной
Пока люди предпочитают удовольствия и комфорт свободе, социальная обусловленность, о которой предупреждал Хаксли, будет становиться всё более утончённой и эффективной

Если текущие тенденции сохранятся, человечество может разделиться на две группы: тех, кто приветствует приятное рабство, и тех, кто решает сопротивляться ему ради сохранения не только свободы, но и человечности. Как заметил бывший раб Фредерик Дуглас в середине XIX века, задолго до того, как Хаксли написал «Дивный новый мир», когда раб становится счастливым рабом, он фактически отказывается от всего, что делает его человеком.

«Я обнаружил, что для создания довольного раба, — пишет Дуглас, — необходимо создать бездумного раба… Он должен быть способен не замечать несоответствий в рабстве; его нужно заставить почувствовать, что рабство — это правильно; и он может прийти к этому только тогда, когда перестанет быть человеком».

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа