Найти в Дзене

«Однажды в Москве». 9 шикарных кадров столицы 1930-х годов

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня я приглашаю вас отправиться в небольшое путешествие по Москве образца 1930-х годов - эпохи крайне неоднозначной, сложной и противоречивой, но при этом по своему интересной для любого человека, интересующегося историей своей страны. Приятного просмотра!

Редкие фотографии Москвы в 1930-х годах

1. Москва 1930-х годов стала центром отражения всех процессов, которые в тот момент происходили в стране. Город буквально ковался заново: разрушался старый центр, а на его месте возводились монументальные парадные дома, которые по итогу кардинально изменили облик города.

Триумфальная площадь напротив Беларуского вокзала, 1930-е. Фото: Past Vu
Триумфальная площадь напротив Беларуского вокзала, 1930-е. Фото: Past Vu

Постепенно Москва из старого, очень уютного, купеческого и предприимчивого городка превратилась в полноценный социалистический бюрократический центр, в котором уже не было места былому залихватскому духу «белокаменной». А поспособствовало этому принятие Генерального плана города, который согласовывали еще начиная с 1917 года.

2. При этом во многом, Москва еще оставалась довольно традиционным в архитектурном плане городом, который разбавляло лишь создание новых парков (вроде легендарного Парка Горькова) или пешеходной зоны на Воробьевых горах.

Парк Горькова, 1939. Фото: Past Vu
Парк Горькова, 1939. Фото: Past Vu

Сам же город, а особенно центр, был крайне живым и ярким местечком, где по-прежнему кипела крайне активная и насыщенная жизнь. Толпы людей слонялись по улицам на работу, учебу или просто на прогулку.

3. По проезжим частям с невероятной по меркам тех лет скоростью гоняли свежие английские кабриолеты, а большинство горожан передвигалось на старых трамваях царских времен.

Оживленный Кузнецкий мост в 1933 году. Фото: Past Vu
Оживленный Кузнецкий мост в 1933 году. Фото: Past Vu

Кстати, именно на 1930-е годы пришлось самое активное в истории столицы расширение сети общественного транспорта. Появились десятки новых линий троллейбусов, трамваев и даже метро!

4. С метро тоже довольно интересная история. Его строили на промежутке от площади Трех вокзалов и вплоть до Охотного ряда. Но почему именно в этом направлении?

Первый светофор в Москве, кстати, тоже был установлен на Кузнецком мосту в самом начале 1930-х годов. Фото: Past Vu
Первый светофор в Москве, кстати, тоже был установлен на Кузнецком мосту в самом начале 1930-х годов. Фото: Past Vu

Всё дело в том, что фактически она пролегало под самым оживленным маршрутом города: от Красных ворот, по Мясницкой и вплоть до Лубянки, где постоянно скапливались колоссальнейшие автомобильные пробки (да, уже в 1920-е годы Москва вся стояла в кромешных пробищах).

5. Кстати, вопрос с коммерцией в городе тоже не был до конца определенным. Несмотря на сворачивание политики «НЭПа», власти закрывали глаза на простые лавчонки или рыночные развалы, которые в те годы контролировали местные бандиты.

Бойкая торговля на Никольской улице, 1931. Фото: Past Vu
Бойкая торговля на Никольской улице, 1931. Фото: Past Vu

Постепенно, вся торговля и бизнес переходил в государственные реки, которые потом превратили все это добро в систему гастрономов, булочных и молочных.

6. Сам же город активно менял свой оригинальный и ни на что не похожий облик. Вот например, фото реконструкции Тверской улицы, производившейся за счет массовых сносов старых домов (которые, правда, спокойно могли еще стоять лет 200-300).

Реконструкция Тверской улицы, 1932. Фото: Past Vu
Реконструкция Тверской улицы, 1932. Фото: Past Vu

Случалось даже, что в 1930-е в качестве эксперимента даже перевозили целые дома (наиболее ценные) во дворы домов, дабы соблюсти все нормы тогдашних градостроительных законов.

7. Вот например, во что превратилась Тверская - в широченный проспект, без зелени и уютной архитектуры с узкими улочками.

Тверская улица после реконструкции и расширения, 1939. Фото: Past Vu
Тверская улица после реконструкции и расширения, 1939. Фото: Past Vu
В вы поддерживаете снос старых кварталов ради расширения дорог? Напишите в комментарии!

8. В общем, город выглядел уж очень колоритно и интересно. Думаю, только здесь можно было встретить такой поразительный контраст жизни разных социальных слоев.

Контраст транспортных средств напротив Большая театра у гостиницы Метрополь, 1934. Фото: Past Vu
Контраст транспортных средств напротив Большая театра у гостиницы Метрополь, 1934. Фото: Past Vu

Зачастую кстати, тогда население было очень консервативным и старалось жить по образцу дореволюционной жизни, которая многим казалось (да и по факту являлась) в разы более интересной, привычной и понятной большинству жителей горда.

9. Но при этом, Москва как оставалось лучшим городом в мире, так им и осталась!

Доставка цветов на дом на неизвестной улице старой Москвы, 1930-е. Фото: Past Vu
Доставка цветов на дом на неизвестной улице старой Москвы, 1930-е. Фото: Past Vu

Итоги

Жизнь в Сталинской Москве 1930-х годов была полна множества противоречий: город стал центром индустриализации, культурных достижений, но вместе с тем столкнулся с беспрецедентным уничтожением своего древнего облика.

Классные кадры?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, А ТАКЖЕ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ! 

📍И конечно же читайте другие наши увлекательные статьи: