Но в любом случае, если человеку постоянно не удаётся добиться признания окружающих, в конце концов он, скорее всего, поверит, что с ним что-то в корне не так. Он должен стать кем-то другим, если хочет когда-нибудь стать достойным любви и уважения окружающих.
И нет лучшего способа сделать это, чем совершить великолепный подвиг, такой как стать известным музыкантом, автором бестселлеров, успешным предпринимателем или чем-то ещё грандиозного характера.
✅ Вера в то, что однажды он достигнет своей цели и, следовательно, найдёт признание, которого он так желает, может наполнить его жизнь смыслом и помочь ему почувствовать, что он достойная личность или, по крайней мере, находится на пути в этом направлении.
Однако, подобно жизни, прожитой на службе у доминирующего другого, этот образ жизни также подвергает человека большому риску развития депрессии. Следует подчеркнуть, что проблема заключается не в сосредоточении на какой-то одной цели, поскольку часто нам приходится ограничивать наши цели, чтобы не растрачивать наши ресурсы.
Скорее риск депрессии возникает, когда мы делаем слишком большую ставку на достижение какой-либо одной цели, особенно если цель носит грандиозный характер. Ибо, в то время как некоторые достигают своих грандиозных целей, большинство людей этого не делают. И по мере того, как проходят годы, а цель остаётся всего лишь фантазией, в конце концов приходит осознание того, что успех вряд ли когда-либо будет достигнут.
И поэтому, подобно человеку, у которого умирает доминирующий другой, те, кто ставит своё существование на достижение доминирующей цели, также переживают смерть — но в данном случае это символическая смерть личности, которой они надеялись стать:
«…когда амбициозный человек, чей лозунг „Либо Цезарь, либо ничего“, не становится Цезарем, он приходит в отчаяние из-за этого. Но это также означает и кое-что другое: именно потому, что ему не удалось стать Цезарем, он теперь не может быть самим собой». (Сорен Кьеркегор, «Болезнь, ведущая к смерти»).
Но независимо от того, как мы ограничиваем диапазон источников, из которых черпаем чувство собственной значимости, проблема остаётся той же. Когда мы теряем объект, на который поставили своё благополучие, мы не знаем, к кому обратиться. Как объясняет Сильвано Ариети в своей книге «Психотерапия тяжёлой и лёгкой депрессии»:
«Человек в депрессии… видит большое несоответствие между тем, к чему он стремился в плане человеческих отношений и жизненных целей, и тем, чего он может достичь в этой скудной реальности. Он не может разрешить конфликт. То, что доступно, для него неприемлемо, а то, что было бы приемлемо, он не может осознать. Он переживает трагическую ситуацию отсутствия выбора». (Сильвано Ариети, «Психотерапия тяжёлой и лёгкой депрессии»).
Хотя психологическая ригидность, или нежелание вести альтернативный образ жизни, особенно распространена среди тех, кто живёт ради доминирующего другого или доминирующей цели, все мы рискуем стать слишком ригидными в своих поступках.
Большинство людей слишком сильно привязывают себя к определённому образу или социальной маске и слишком сильно полагаются на такие вещи, как внешность или другие символы статуса, чтобы почувствовать свою значимость. Чтобы избежать ловушек психологической ригидности, нам следует почерпнуть страницу из книги «Стоическая игра» и периодически размышлять о том факте, что мы можем и, вероятно, действительно потеряем некоторые вещи, которые ценим больше всего.
«Объект твоей любви смертен; это не одна из твоих вещей; он был дан тебе в настоящее время, а не нераздельно и не навсегда». (Эпиктет, «Беседы»).
Но с учётом сказанного, когда мы действительно теряем что-то очень ценное, вполне вероятно, что мы испытаем, по крайней мере, временное погружение во тьму депрессии. Эти периоды, однако, не следует рассматривать как совершенно бесполезные, поскольку часто именно в это время мы видим мир и своё место в нём немного яснее. Как выразился Герман Мелвилл:
«Самый яркий свет разума и откровения, вместе взятые, не могут пролить такого яркого света на более глубокие истины в человеке, которые иногда исходят из его собственного глубочайшего мрака. Тогда его светом становится кромешная тьма, и, подобно кошке, он отчётливо видит все объекты через посредство, которое является простой слепотой к обычному зрению». (Герман Мелвилл, «Пьер, или Двусмысленности»).
Чтобы не погружаться слишком глубоко в пропасть душевной боли, которая сопровождает депрессию, следует признать, что всегда существуют альтернативные источники, с помощью которых мы можем обрести чувство собственного достоинства.
Но чтобы обнаружить такие источники, необходимо активно подходить к жизни, мы должны пробовать что-то новое и экспериментировать с новыми моделями мышления и поведения. Хотя период траура после потери может быть полезен, если мы слишком долго будем пребывать в таком состоянии, наступит глубокая депрессия.
«Работа по изменению — на самом деле, работа по жизни — не может быть выполнена от чьего-либо имени другим человеком… Мы можем извлечь важные уроки из тех, кто ушёл до нас… Но, в конечном счёте, каждый из нас сталкивается с уникальным набором проблем и очень личной ответственностью за выбор, который мы делаем, двигаясь дальше по жизни. У нас есть лишь частичная информация, ограниченное понимание и несовершенный контроль. Тем не менее, физический мир и наши социальные сообщества возлагают на нас ответственность. Таково наше общее экзистенциальное затруднительное положение». (Майкл Махони, «Конструктивная психотерапия»).
Берегите себя
Всеволод Прафёнов