Найти тему
Новый человек

Угасание амбиций: как стремление к величию может привести к депрессии

Но в любом случае, если человеку постоянно не удаётся добиться признания окружающих, в конце концов он, скорее всего, поверит, что с ним что-то в корне не так. Он должен стать кем-то другим, если хочет когда-нибудь стать достойным любви и уважения окружающих.

И нет лучшего способа сделать это, чем совершить великолепный подвиг, такой как стать известным музыкантом, автором бестселлеров, успешным предпринимателем или чем-то ещё грандиозного характера.

✅ Вера в то, что однажды он достигнет своей цели и, следовательно, найдёт признание, которого он так желает, может наполнить его жизнь смыслом и помочь ему почувствовать, что он достойная личность или, по крайней мере, находится на пути в этом направлении.

Однако, подобно жизни, прожитой на службе у доминирующего другого, этот образ жизни также подвергает человека большому риску развития депрессии. Следует подчеркнуть, что проблема заключается не в сосредоточении на какой-то одной цели, поскольку часто нам приходится ограничивать наши цели, чтобы не растрачивать наши ресурсы.

Скорее риск депрессии возникает, когда мы делаем слишком большую ставку на достижение какой-либо одной цели, особенно если цель носит грандиозный характер. Ибо, в то время как некоторые достигают своих грандиозных целей, большинство людей этого не делают. И по мере того, как проходят годы, а цель остаётся всего лишь фантазией, в конце концов приходит осознание того, что успех вряд ли когда-либо будет достигнут.

Именно потому, что человеку не удалось стать воплощением своего идеала, он теперь не может быть самим собой
Именно потому, что человеку не удалось стать воплощением своего идеала, он теперь не может быть самим собой

И поэтому, подобно человеку, у которого умирает доминирующий другой, те, кто ставит своё существование на достижение доминирующей цели, также переживают смерть — но в данном случае это символическая смерть личности, которой они надеялись стать:

«…когда амбициозный человек, чей лозунг „Либо Цезарь, либо ничего“, не становится Цезарем, он приходит в отчаяние из-за этого. Но это также означает и кое-что другое: именно потому, что ему не удалось стать Цезарем, он теперь не может быть самим собой». (Сорен Кьеркегор, «Болезнь, ведущая к смерти»).

Но независимо от того, как мы ограничиваем диапазон источников, из которых черпаем чувство собственной значимости, проблема остаётся той же. Когда мы теряем объект, на который поставили своё благополучие, мы не знаем, к кому обратиться. Как объясняет Сильвано Ариети в своей книге «Психотерапия тяжёлой и лёгкой депрессии»:

«Человек в депрессии… видит большое несоответствие между тем, к чему он стремился в плане человеческих отношений и жизненных целей, и тем, чего он может достичь в этой скудной реальности. Он не может разрешить конфликт. То, что доступно, для него неприемлемо, а то, что было бы приемлемо, он не может осознать. Он переживает трагическую ситуацию отсутствия выбора». (Сильвано Ариети, «Психотерапия тяжёлой и лёгкой депрессии»).

Хотя психологическая ригидность, или нежелание вести альтернативный образ жизни, особенно распространена среди тех, кто живёт ради доминирующего другого или доминирующей цели, все мы рискуем стать слишком ригидными в своих поступках.

Многие люди слишком сильно привязываются к определённому образу или социальной маске
Многие люди слишком сильно привязываются к определённому образу или социальной маске

Большинство людей слишком сильно привязывают себя к определённому образу или социальной маске и слишком сильно полагаются на такие вещи, как внешность или другие символы статуса, чтобы почувствовать свою значимость. Чтобы избежать ловушек психологической ригидности, нам следует почерпнуть страницу из книги «Стоическая игра» и периодически размышлять о том факте, что мы можем и, вероятно, действительно потеряем некоторые вещи, которые ценим больше всего.

«Объект твоей любви смертен; это не одна из твоих вещей; он был дан тебе в настоящее время, а не нераздельно и не навсегда». (Эпиктет, «Беседы»).

Но с учётом сказанного, когда мы действительно теряем что-то очень ценное, вполне вероятно, что мы испытаем, по крайней мере, временное погружение во тьму депрессии. Эти периоды, однако, не следует рассматривать как совершенно бесполезные, поскольку часто именно в это время мы видим мир и своё место в нём немного яснее. Как выразился Герман Мелвилл:

«Самый яркий свет разума и откровения, вместе взятые, не могут пролить такого яркого света на более глубокие истины в человеке, которые иногда исходят из его собственного глубочайшего мрака. Тогда его светом становится кромешная тьма, и, подобно кошке, он отчётливо видит все объекты через посредство, которое является простой слепотой к обычному зрению». (Герман Мелвилл, «Пьер, или Двусмысленности»).

Чтобы не погружаться слишком глубоко в пропасть душевной боли, которая сопровождает депрессию, следует признать, что всегда существуют альтернативные источники, с помощью которых мы можем обрести чувство собственного достоинства.

Процесс трансформации — это не просто деятельность, это образ жизни, и он не может быть осуществлён кем-то другим от вашего имени
Процесс трансформации — это не просто деятельность, это образ жизни, и он не может быть осуществлён кем-то другим от вашего имени

Но чтобы обнаружить такие источники, необходимо активно подходить к жизни, мы должны пробовать что-то новое и экспериментировать с новыми моделями мышления и поведения. Хотя период траура после потери может быть полезен, если мы слишком долго будем пребывать в таком состоянии, наступит глубокая депрессия.

«Работа по изменению — на самом деле, работа по жизни — не может быть выполнена от чьего-либо имени другим человеком… Мы можем извлечь важные уроки из тех, кто ушёл до нас… Но, в конечном счёте, каждый из нас сталкивается с уникальным набором проблем и очень личной ответственностью за выбор, который мы делаем, двигаясь дальше по жизни. У нас есть лишь частичная информация, ограниченное понимание и несовершенный контроль. Тем не менее, физический мир и наши социальные сообщества возлагают на нас ответственность. Таково наше общее экзистенциальное затруднительное положение». (Майкл Махони, «Конструктивная психотерапия»).

Берегите себя

Всеволод Прафёнов