Одиночество – это то, с чем сталкивается каждый в той или иной степени, и почти каждый стремится бежать от него. Но, как мы знаем, от себя не убежишь. Поэтому давайте лучше разбираться с этим одиночеством. Что с ним не так, или, точнее, что с нами не так?
По теме одиночества можно почитать следующие произведения:
Иван Ильин, «Рождественское письмо».
Книга "Отец Арсений", глава "Доброе слово".
Eпископ Пантелеимон (Шатов) - «Одиночество» (эта статья была опубликована до монашеского пострига и рукоположения в сан епископа, в сети находится под именем протоирея Аркадия Шатова.
Об одиночестве – из материалов иером. Прокопия:
Статья «Одиночество, изоляция»
Фрагменты статьи:
В самом глубинном, метафизическом смысле человек перестаёт быть одиноким, когда обретает Истину. Но к этим глубинам надо ещё подобраться. А как обстоят дела в нашей ежедневной, обыденной жизни? Как избавиться от этой тоски одиночества? Для начала надо понять откуда она берёт свои корни, какова психологическая подоплёка процесса.
Оказывается, наше мышление в реальной жизни раскачивается в разные стороны. При попытке разложить по полочкам одиночество с помощью рациональных процессов, абстрактных психологических моделей, т.е. теоретизировать вопрос, сама жизнь с её конкретными жизненными ситуациями отходит на задний план. Поэтому так необходимо раскрыть практический аспект одиночества, оттолкнуться от реальной истории.
Одиночество часто воспринимается как некая пассивная, страдательная форма. К примеру, в виде забитого несчастного человека господина Голядкина из повести Ф.М. Достоевского «Двойник», который потерял всяческий контакт с реальным миром из-за своих представлений и фантазий – думал разные думы, грезил разные грёзы о себе. И вот эта зацикленность на себе, этот полный эгоизм привели его к известным печальным последствиям.
Но есть одиночество и активное, когда вроде бы человек феерический, блистательный, также оказывается тотально одиноким. Потому что корень один – гипер-концентрация на себе, когда формируется позиция, при которой других людей вокруг словно не существует. Живого контакта с миром нет ни у первого, ни у второго. Другими словами, носители и пассивного, и активного одиночества оказываются под непомерной тяжестью этой самой гипер-концентрации на собственном «я», которая и формирует определённый тип восприятия человеком реальности. И без преодоления этого ложно сформированного восприятия реальности достичь контакта с другими людьми практически невозможно.
Если рассматривать немного подробнее активное одиночество, то его примеры мы часто можем видеть в людях с нарочито демонстративным поведением. Человек-игрок, к примеру, может рассказывать о себе фантастические истории, эффектно привлекать к себе внимание окружающих, делать широкие жесты напоказ, быть из тех, кого называют рубаха-парень. Но, при этом, никаких глубоких контактов у него не формируется. И стоит за этим страх одиночества. Такому человеку постоянно приходится поддерживать эту головокружительную легенду о себе, чтобы интерес других людей к нему не пропадал. Но люди не чувствуют в нём искренности, либо пугаются подобных «феерических особ» и порой чувствуют от них полное отчуждение. А человек остаётся настолько поглощён и озабочен созданием своего сногсшибательного образа, который, по его разумению, поможет ему оставаться в центре внимания, что реальных возможных контактов он не замечает. Простые добрые дела и знаки внимания конкретным людям выпадают из его поля зрения. А именно это и могло бы сблизить его душевно с людьми.
Совсем крайняя форма привлечения к себе внимания – это реальная манипуляция, имеющая целью любым способом удержать чужое внимание на своей персоне. В итоге, используя подобные маневры, человек достигает прямо противоположного результата – теряет все и всех.
Возвращаясь к пассивному одиночеству, также заметим попытку привлечения внимания к себе, но уже с намерением вызвать жалость людей. Это может сработать на первом этапе, но, так сказать, одноразово, без закрепления. Ничего из этого не вырастает в дальнейшем.
Итак, в обеих манерах поведения прослеживается одна суть – «питаться» за счёт других людей. И, как следствие, ожидаемый результат – сам человек не развивается!
А что же происходит с таким человеком? Подобные вопросы разбирали такие крупные философы, как Иван Ильин и Виктор Франкл. Их мысль сводится к следующему: для достижения какой-то цели есть основание и есть причина. Для достижения счастья, к примеру, основанием может служить стремление к цели, которое опирается на фундаментальный, глубокий смысл. Другими словами, когда ты делаешь дело, которое считаешь значимым, то, даже не ища напрямую счастья, ты обретаешь его. А вот проблема возникает тогда, когда человек пытается достичь счастья «технически», т.е. создать для счастья причину (к примеру, вызвать психическое возбуждение алкоголем, компьютерными играми и т.п.). Для иллюстрации: причиной слёз может оказаться лук или соринка, а вот основанием – неприятность, горе.
Возвращаясь к нашей теме, можно сказать, что основанием для преодоления человеком одиночества является его внутреннее развитие. Просто и глубоко эта тема раскрыта у святителя Николая Сербского в его «Письме фабриканту о душевной пустоте». Суть сводится к тому, что человек способен преодолеть одиночество только через собственное внутреннее развитие. Не в смысле личностного роста, основанного на эгоизме, о котором идёт речь на всевозможных тренингах, а в том глубинном смысле, когда человек вырастает сам внутренне как личность. Тогда он начинает видеть ближних, чувствовать их, у него возникает обратная связь с другими людьми, он становится нужным. «Люди вокруг ждут настоящего доброго человека. Стань находкой для них, пусть радуются!» – такой внутренний путь предлагает свт. Николай Сербский. Стать таким человеком, про которого люди могут сказать: это подарок на траектории моей жизни. Тогда никакого одиночества не будет!
Когда меняется точка зрения человека на мир и на других людей, когда человек преодолевает упор на себя (зависимость от своих оценок, которые он почитает единственно верным мерилом) - тогда он становится способным заметить в этой жизни что-то и кого-то помимо себя. Точки зрения, основанные на эгоистической интерпретации реальности, ставшие стеной между человеком и миром, преодолеваются не обрушением их через отключение сознания (как в эзотерике), а через их преображение.
Тогда одиночество сдает свои позиции, тает, о нем становится трудно вспомнить, как трудно становится вспомнить о подробностях сна при пробуждении.
Небольшое дополнение к материалам "Одиночество"
«Слово о семье (сказанное при служении одноименного молебна)»
В этом тексте – немного и про то, если не получается создать семьи.
*
Видео «Без этого так и останешься одиноким»
*
Можно прослушать записи бесед, выложенные на сайте Соловецкого монастыря.
Записи можно найти в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности»
1) «Одиночество. Изоляция»
Одиночество – как тип реагирования на действительность (внутреннюю и внешнюю). Расширение опыта, изменение точек зрения на мир и других людей – как основа преодоление одиночества. Панцирь, броня дают трещину, и внутрь наконец-то падает луч света.
В двух частях разбираются некоторые аспекты одиночества, упоминаются лекции, тексты и статьи, в которых какие-то сегменты проблемы рассматривались подробнее. Под изоляцией имеется в виду как социальная изоляция (сродни одиночеству, когда человеку чего-то не хватает для того, чтобы создать связи/отношения с другими людьми), так и фактическая (когда человека заперт, ограничен в передвижении).
Видео:
Аудио:
2) Цикл бесед «Обращение к полноте».
беседа 1.4. «Гнев, осуждение, обида»
можно также послушать беседу 6.1 «О любви»
и беседу «Еще раз о одиночестве»
3) Цикл бесед «Когда жизнь становится игрой, а игра – жизнью» (по оглавлению можно найти несколько бесед о одиночестве; одиночество как способ видения мира и способ взаимодействия с миром).
Беседа 17. Что ищут в игре и в наркотиках. Двойная жизнь
Беседа 18. Что ищут в игре и в наркотиках. Двойная жизнь
Беседа 19. Что ищут в игре и в наркотиках
Беседа 20. Одиночество. Двойная жизнь. Прорваться к собеседнику
4) Подведение итогов – в цикле бесед «Искра жизни»
5) «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье»
Основные темы данного цикла выстроены вокруг вопросов о возможных причинах успеха или неуспеха в общении с противоположным полом, а также о возможных причинах счастья и несчастья. В контексте этих вопросов рассматривается и увлечение женщиной алкоголем.
Но обсуждается не столько сам алкоголь, как химическое вещество, сколько те проблемы, которые толкают женщину к нему. О чем идет речь? Об одиночестве и бездетности, о том, что никто не любит и некого любить, – в краткой аннотации всего не перечислишь. «Когда тебе уже за тридцать, – говорит одна женщина, – и – ни семьи, ни детей, тут недолго и духом упасть». Конечно, не всякая женщина, оказавшаяся в таком положении, приходит к алкоголю. Во что выльется жизненный кризис, зависит от личных особенностей каждой. Алкоголь – это лишь одно из следствий. И поэтому речь идет не столько о нем, сколько о женщине, у которой не складывается жизнь. А пьет она или нет, – вопрос вторичный.
В связи с этим можно сказать, что беседы адресованы не только тем женщинам, жизнь которых связана с алкоголем. А, вообще, женщинам. Да, впрочем, и мужчинам – тоже. Ведь и для них одиночество – тяжкое бремя. И они тоскуют по утраченной цельности. И они страдают от неразделенной любви.
Беседы не претендуют на полный охват всего пространства, покрываемого заявленной темой. За гранью сказанного лежат целые области невысказанного. Следовать всеми извилистыми тропами, пролегающими по этим областям, в беседах не предпринималось попытки. Задача перед этим циклом была поставлена иная – дать не ответы на все наболевшие вопросы, а ориентиры, почву для анализа, переосмысления и изменения своей жизни. В основу бесед вложено несколько идей, которыми можно было бы поделиться с женщиной при личной встречи во время неспешного разговора. Несколько идей, связанных общей темой и имеющих отношение к женщине, у которой не складывается жизнь, – вот что стоит за названием «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье».
Заключительной беседой данного цикла может считаться беседа 11 из цикла «О путях выхода из проблемы, которые толкают человека к алкоголю». В ней рассматривается проблема, которая характерна и для современных женщин.
Основа бесед – истории реальных людей. Чаще всего женщины начинают пить по трем причинам: нелюбима, некого любить, нет детей. Плата за ложное чувство независимости – одиночество. Значение фразы «Считать себя хуже всех». Сказка «Принц Фредерик». Священник Геннадий Огрызков – высококласснейший специалист и пример настоящего смирения. Тирания мозга – невозможность освободиться от атак собственных мыслей. О идеях образах женщин в советских и постсоветских песнях. Дело не в «низкой самооценке», а в утрате внутреннего корня. Не самовнушение, а верность выбранному идеалу делает человека цельным. Евангелие – не закон, навязанный небом, а объективный закон счастья. Если человек (любой) не побеждает свою гордость, то она его уничтожает. Глава из книги «Отец Арсений» «Доброе слово». Женская красота – духовная и телесная. Иван Ильин, «Некрасивая женщина». Природная красота разрушается под воздействием страстей. Внутренняя цельность во много раз притягательнее телесной красоты. Секрет женского счастья по словам мужчины – ласка, нежность и кротость (что не исключает предприимчивости).
Новая тема – «Нелюбима». Как многие продукты сейчас – ненастоящие, а лишь «со вкусом» чего-либо, так и многие люди становятся кем-то лишь «со вкусом» самого себя, а свои суть и настоящесть теряют. Экзюпери в книге «Цитадель» говорит, что быть самим собой значит сбыться. Иван Ильин – только засветивший изнутри добротой человек обретает цельность. Человек сбывется только в силовом напряжении, когда поднимается по крутому склону. Полюбить – значит увидеть в раздробленности мира цельность, а это значит узреть лик Господа. Глинский старец Серафим Амелин. Мужчина – не только глава семьи, но и главный носильщик тяжестей семьи. Статья «У российского алкоголизма женское лицо». Грубость и требовательность – разные вещи. Книга Виктора Николаева «Безотцовщина». Пивной хмель, являясь фитоэстрагеном, ведет к эндокринному сбою в организме женщины. Может ли жена быть причиной пьянства мужа?
Одна из возможных причин пьянства – тирания мозга. Может ли другой человек быть причиной пьянства или это генетическая предрасположенность? Основа для любви – не собственная правота, не вмененная обязанность, а сама любовь. Архимандрит Тихон (Агриков) и его «Матерь Света». Фаддей Витовницкий и книга «Мир и радость в Духе Святом». Прп. Макарий Великий объясняет смысл любви между человеком и Богом, используя образ любви между невестой и женихом. Иван Ильин, «Рождественское письмо». Надо будить людей своей любовью, этим звать их к любви и не думать о взаимности. Епископ Пантелеимон: Полюбив других, можно избежать одиночества. Николай Сербский: Стань находкой для других, и никакого одиночества не будет. Наша самость никогда не даст нам быть счастливыми. Счастье произрастает не от материальных благ, а от добротного жизненного уклада. Бог – это не карающий судья, а любящий Отец.
Одна из причин страсти любодеяния – самомнение (гордость). Настоящая любовь – светлое чувство, которое дает силы жить, а несчастная любовь разрушает, т.е. нужно разобраться с источником этой несчастной любви. Потребность любить и жертвовать – в природе женщины; женское сердце приходит в негодность, если это не реализуется. Об усыновлении; статья «Благодать сильнее генов». Надо учиться справляться со стрессом. Алкогольная индустрия для женщин. Хранение совести в мелочах – одно из немногих средств, которые можно противопоставить стрессу, угасанию сердца и т.д.. Правильный режим – одно из мощнейших средств от уныния и для развития творческой энергии.
5а. Бунт. Аборт. Конфликт с матерью. Женщины рассказывают. Строить с Богом
К счастью (как и к смыслу) нужно пробиваться, как пробивается колодец к воде. В чем смысл покоя? Без смирения, жертвенности, ежедневного совершенствования даже в мелочах сердце гаснет и у молодоженов, и у обратившихся от греха к Богу. Небытие не есть свобода. Материнское проклятье и аборты как возможные причины неустроенности. Прп. Порфирий Кавсокаливит о воспитании.
5б. Преодоление уныния через устремленность к добру
Эмоциональная боль дана человеку для развития. Страсть почти невозможно исцелить волевым усилием – только благодатью и направленностью всей жизни в противоположное страсти направление. Анонс следующих бесед "Ведут ли ЛСД (прочие ПАВ) и психотехники к познанию Истины?"