Комнатные мухи, хотя и не являются самыми смертоносными насекомыми на планете, несомненно, являются одними из самых надоедливых. Обладая удивительной способностью проникать практически в любое, даже герметично закрытое место и какофонически рикошетить в любом пространстве, они нагло стремятся испортить настроение, покушаются на нашу еду и насмехаются над земным притяжением. Ну и напоминать о том что мухи могут быть переносчиками болезней никому надеюсь не надо.
С доисторических времён люди использовали различные инструменты, чтобы избавиться от их надоедливого присутствия. Самыми ранними инструментами, вероятно, были листья и простые веерообразные предметы.
Со временем эти инструменты усложнялись, и в последние несколько столетий люди от Африки до Полинезии использовали мухобойки, также известные как маховые палочки.
От Кот-д’Ивуара до Эфиопии африканские мухобойки - венчики стали украшенными символами статуса. На ваш непредвзятый, надеюсь, суд - шесть африканских средств для угнетения этих надоедливых во всех отношениях созданий и их связь с культурами, которые их создали.
Взмах и щелчок
Все эти три пугалки для мух за номерами 1,2,3 использовались важными членами общины куба, которые живут в центральном регионе Демократической Республики Конго. У куба одна из самых сложных судебных систем в Центральной Африке, где главный правитель пользуется поддержкой различных титулованных лиц.
И правитель, и титулованные лица уделяют большое внимание украшениям, одежде, аксессуарам и предметам ручной работы, имеющим символическое значение. И если два типа венчиков для отгона (убоя) мух (№ 1 и № 2), вероятно, использовались как в функциональных, так и в престижных целях, то другой (№3), возможно, использовался еще и в магических целях, судя по ритуальным предметам, прикреплённым к его ручке (железо, кости, пепел, козьи рога).
Взмах хвоста и воля короля
Если взяться за исследование значения бисероплетения в культуре йоруба, где изысканные изделия из бисера часто предназначались для королей, то мы лучше поймем пословицу йоруба, которая еще больше подчеркивает эту связь: "Когда лошадь умирает, хвост лошади становится хвостом человека, а он оставляет свой хвост позади".
Эта пословица относится к наследию умерших и их влиянию на своих потомков, а в более широком смысле - к преемственности королевств йоруба. Возможно, этим венчиком за номером 4 пользовался придворный или даже сам король. Когда слов было недостаточно, чтобы передать важность события, венценосная особа мог использовать венчик в качестве благословения или передать другие невысказанные вслух послания.
Лучше не махайте
Несоответствие между функциональностью и престижем венчиков для отпугивания мух и несоответствие между практической и символической ролями венчиков для мух наиболее очевидно в позолоченных образцах (№5), созданных народом Бауле из Кот-д'Ивуара.
Эти метелки, которые часто очень богато украшены, редко использовались по назначению и вместо этого хранились как экспонаты для показа.
Хотя они не предназначались исключительно для королей, как метелки йоруба, ими также владели старейшины и другие важные члены общества. На тканях народа бауле представлен широкий спектр мотивов, включая человеческие фигуры и зооморфные изображения, такие как слоны, птицы, обезьяны, ящерицы и крабы.
Эти узоры аналогичны тем, что можно найти на других престижных предметах Бауле, таких как скипетры, и отражают важность шерсти животных, которая часто используется для изготовления метелок.
Присутствие животных мотивов на этих предметах служит как практическим, так и символическим целям, повышая их общую значимость в культуре Бауле..
Любой, кто провел время рядом с лошадьми, может подтвердить эффективность их хвостов в отпугивании нежелательных насекомых, особенно слепней и оводов. Хотя этот объект, возможно, и не был применен на практике, он, вероятно, был бы менее эффективен, чем настоящий лошадиный хвост, из-за отсутствия автоматизированных функций.
Обладающие эмпирическим даром
Венчики для отгона мух продолжают оставаться важной частью культуры африканских стран, где они по-прежнему используются и ценятся. Джон Джозеф Маккензи получил этот венчик (№6) в подарок от Хайле Селассие, бывшего императора Эфиопии, в 1961 году, за свою картографическую работу в Эфиопии.
Этот конкретный образец сделан с деревянной сердцевиной, но многие другие венчики имеют железную сердцевину и обернуты конским волосом. Эфиопские венчики, известные как "чера", издавна ассоциировались с воинами, знатью, христианским духовенством и, как в случае с Хайле Селассие, императорами, благодаря их связи с лошадьми и исключительному владению этими животными лицами с высоким статусом.
Вот так простые и обыденные вещи могут рассказать захватывающие истории о своих владельцах, их жизни, быте и даже управлениях целыми государствами.