Прежде чем докатиться до жизни предпринимателя, я много работала в найме. Была и уборщицей, и госслужащей, и с драгоценностями поработала. В банке, в турфирме, товароведом...
На днях сидела в парке и задумалась о том, что предпринимателю в случае неуспеха сложно вернуться в найм. В связи с этим вспомнила о своих местах работы, задумалась, какая же работа приносила больше всего удовольствия, чему я научилась на каждой из них. Ответ меня удивил.
Периодическую подработку я практиковала с подросткового возраста. В восьмом классе захотела себе модную сумку - пошла разносить листовки по подъездам, заработала. Родители немного добавили сверху, но основную сумму я заплатила сама.
Затем в старшей школе подрабатывала уборщицей в мебельной галерее. В те годы в нашей семье случился финансовый кризис, необходимо было совместно навалиться на устранение сложностей. Мы с мамой пошли на работу вместе. Мыли полы, брали заказы на генеральную уборку квартир, например, после одиноких пожилых людей. За последнее, кстати, хорошо платили.
В 17 лет мне захотелось кое-что из новинок техники Apple к поступлению в университет. Тогда я пошла работать уборщицей в торговый центр: приезжала к шести утра и мыла полы до открытия магазинов. Заработала на айпад, которым пользовалась потом много лет.
Эти места работы были при жизни с родителями. С момента совершеннолетия я стала жить отдельно и находила себе работу сама.
Мест работы у меня было больше, чем я упомяну, но основными определяю именно эти. На каждой позиции я получала неплохое количество материала для анализа устройства жизни, познакомилась с разными людьми, прониклась их проблемами, желаниями, образом жизни. Остальная занятость прошла либо совсем бесполезно, либо не вызвала у меня эмоций, а иногда я просто работала там непродолжительное время.
Продавец-консультант в магазине недорогой одежды
Эту работу я нашла на первом курсе университета, в 2014 году.
Как-то раз зашла в торговый центр Меркурий в Приморском районе, выбрала магазин, который больше всего понравился по обстановке, подошла на кассу и спросила, не нужны ли им сотрудники. Оказалось, нужны. Заполнила анкету и через несколько дней уже была на рабочем месте.
Работала по выходным продавцом-консультантом. С одной стороны, эта работа была достаточно непримечательной. А с другой, я, будучи беззаботной студенткой, столкнулась с хорошими простыми и взрослыми людьми. Там я поняла, что любое действие имеет последствия, и кто-то точно понесёт ответственность за случившееся.
А ещё увидела, что с вещами происходит до того, как они попадают в торговый зал. После этого зрелища всегда стираю купленные вещи перед первой ноской.
Я на собственной шкуре убедилась, что если ты что-то откуда-то бесплатно берёшь, то за это точно кто-то заплатил или заплатит. Воруя из магазина можно, конечно, тешить себя мыслью, что ты забираешь песчинку из кармана толстосума, но чаще всего ты забираешь зарплату у простых небогатых сотрудников, которые пытаются выжить.
Хорошо помню, что с сотрудников списывали ощутимую часть зарплаты из-за воров, которые таскали вещи из магазина. Воры совершали кражу, наживались, но не думали, что раз у них прибыло, то у кого-то убыло: все недостачи списывались с нас. Помню двух коллег, у которых особенно заметно убыло из-за воров.
Девушка-администратор получила за месяц работы 18 000, а должна была получить 25 000. Она плакала на обеде, потому что этих денег ей хватало только на оплату аренды жилья и минимальный набор продуктов на месяц. Из её зарплаты вычли 7 000 за украденный товар.
Приветливая женщина-продавец откладывала деньги на кровать для ребёнка и тоже не получила зарплату полностью. Она расстроилась, но не так, как администратор. У неё всё-таки был муж и совершенно боевой характер. Эта стойкая женщина усмехнулась и сказала, что раз воры украли её зарплату, то придётся ребёнку ещё месяц поспать с родителями.
Моя же зарплата была мизерной настолько, что сейчас я иногда в день трачу больше, чем зарабатывала тогда в месяц. Сумма заработка была в районе семи тысяч рублей в месяц после вычета налогов и ущерба от воров. Но главное, что этих денег мне тогда хватало на билеты в путешествия или на какое-нибудь баловство.
Сейчас понимаю, что это была выматывающая работа, где нужно целый день стоять на ногах, присесть нельзя! После неё у меня явно проявилась сосудистая сеточка на ногах. И, как по мне, работа довольно бесполезная, если не находишься у примерочных и не помогаешь покупателям приносить и уносить вещи. Весело было только менять витрины в канун праздников. Проработала я там недолго.
Арт-галерея для иностранцев
А вот это уже совершенно другая фактура работы!
В моём случае арт-галереей был огромный магазин для туристических групп, закрытый для простых покупателей. Цены - х50 к нормальным. В галерею заходили известные люди для покупки необычных сувениров, например, особенных матрёшек ручной работы. Одна матрёшка могла стоить до полумиллиона рублей.
Работа нашей галереи была нацелена на иностранных туристов, они приезжали группами, совершали налёт на товары, пили чай, настойки, отдыхали и уезжали. А пока они сидели в баре, то не прочь были пообщаться с российской молодёжью, то есть с нами.
Из примечательного: многие хвалили нашего президента, рассказывали о своих странах и вообще были очень доброжелательны. Гости восхищались Петербургом.
Здесь я познакомилась с российскими часами, федоскинскими миниатюрами, шкатулками Палех, узнала много интересного про фарфор, работу Фаберже, янтарь, меха, хохлому и о других культурных достижениях нашей прекрасной страны. Для нас проводили лекции от производителей, лекции от профильных специалистов, обучали китайскому языку.
Достаточно много узнала о видах янтаря. Узнала, как отличить поддельное изделие от натурального камня, ведь за янтарь часто выдают сплав пластмасс. Видела, как из необработанного янтаря делают прекрасные изделия. Знаю, что китайцы очень ценят янтарь вплоть до янтарной пыли.
Они добавляют янтарную пыль в крем для лица и верят, что она способствует омоложению: я как-то стояла на производстве и собирала пыль в мешочек на выброс. Ко мне подбежала китайская женщина и предложила этот мешочек купить. Потом за мной бегали ещё с десяток женщин с просьбой набрать пыли для них тоже, потому что они все хотят себе янтарный крем. Как по мне, сомнительный и опасный кремчик выходит - с пылью и осколками камней;)
Это также была физически тяжёлая работа для девушки: таскать коробки с товаром, постоянно на ногах, без достаточного времени на обед и отдых, довольно тяжёлая моральная обстановка в коллективе.
При этом нужно было выглядеть ухоженно и прилично, ведь чаще всего мы работали с богатыми людьми, продавали товар по стоимости небольшой квартиры в пригороде Петербурга.
Для сравнения, мы купили квартиру в Девяткино в 2017 году, а в этом же году я продала одну единицу товара стоимостью в две такие квартиры. Помню, как несла это дорогое украшение на специальной бархатной подушке и усмехалась: несу две своих квартиры.
Структура организации была очень похожа на секту. Менеджерами иногда были совершенно невоспитанные товарищи, из-за чего на работе вечно сплетничали, склочничали, люди изменяли своим жёнам и мужьям. И всё это на рабочем месте.
Если же сотрудник делал хоть что-то не так, как хотелось менеджеру, или был слишком принципиальным, то он просто не выживал в этой компании. График работы ненормированный - по 14-16 часов на ногах. Работа без официального трудоустройства и вообще без какого-либо договора.
Интересно, что должности были условными. Ты числился обычным продавцом или кассиром, при этом зарплата достигала уровня директора какой-нибудь серьёзной организации - платили процент с продаж.
Я могла работать два-три раза в неделю и неплохо жить. Те, кто работал больше и имел мозги, за несколько лет накопили себе на хорошие квартиры. Некоторые ребята тут же спускали заработанные суммы на шикарную жизнь, не без этого. А некоторым после такой работы потребовалась помощь психиатров. Я не шучу, таких случаев было несколько.
Ещё один плюс этой работы - постоянная практика английского и китайского языка. Знание дополнительных языков было преимуществом. Я начала учить ещё немецкий, но не доучила.
Постоянное общение с жителями других стран в некоторой мере расширяло кругозор. Особенно меня удивляли китайцы. Кстати, именно в галерее я на практике увидела, как китайцы отличаются от нас по менталитету.
Китайцы в России. Небольшая иллюстрация
У китайцев есть принцип не держать в себе то, что естественно не держать. Особенно наивно это получалось у простых работяг с юга страны. Они совершали такие вещи, что поначалу глаза от удивления на лоб лезли. В разговоре для них было нормой громко рыгнуть или пукнуть. Я угощала группу женщин шоколадом, а они в ответ поочередно рыгали. У них это считается комплиментом - если вкусно, то рыгни. Со временем к этому привыкаешь, но свой первый культурный шок я помню очень хорошо.
А одна гостья, например, пошла в туалет, вынесла из кабинки ёршик, завернула в пакет и положила к себе в сумку. Я так и не поняла, зачем он был ей нужен, но так как всякие странности были у нас в порядке нормы, мы и на это не обратили особого внимания.
Многие туристы были пожилыми рабочими людьми, которые десятилетиями пахали в нечеловеческих условиях, разбогатели под старость и решили посмотреть мир (или их дети разбогатели и купили родителям путёвки). Понятно, что у таких гостей культурный уровень был невысок. Я сначала пугалась, но потом стала относиться к этому с понимаем. Люди приехали отдыхать и любоваться нашей страной, значит мне надо проявить гостеприимство.
Некоторые женщины срочно требовали меня сфотографировать, отправляли фото сыновьям и просили номер телефона - пытались засватать, ведь русская жена в Китае являлась (на тот момент, не знаю, как сейчас) признаком достатка семьи и некоторой диковинкой. С другими девушками-коллегами такие казусы тоже постоянно случались. Страшно представить, какое количество фотографий с нами сейчас находится где-то в Китае:)
Северяне, кстати, казались мне более сдержанными. Жители больших городов типа Пекина и Шанхая вообще не отличались по поведению от нас или европейцев.
Вне зависимости от особенностей, китайцы классные, добрые работяги и без лишних понтов. Я до сих пор помню нескольких гостей, с которыми у нас случались довольно интересные разговоры, например, о политике. Китайские гости искренне восхищались Россией, Путиным, снегом, водкой и нашим золотом.
Кстати о ювелирке. В процессе этой работы и дальнейшего общения с разными китайскими товарищами уже на другой работе, я узнала, что все продающиеся на маркетплейсах серёжки за ~500 рублей якобы с серебряным покрытием или из серебра - это фикция. Если они сделаны в Китае, то это не серебро.
И именно на этой работе я поняла, что ненавижу агрессивные продажи, терпеть не могу невоспитанных людей и подхалимов, а измены - это мерзко.
А главный полученный навык, который пригождается мне до сих пор, заключается в том, что я могу общаться с любыми людьми, даже если они странно пахнут, пукают, рыкают, воруют ёршики и говорят на другом языке. Я совершенно терпима к людям, и это искренне. Перед собой я вижу прежде всего человека.
Госслужба
Я уволилась из Галереи и через полтора месяца устроилась в Росреестр. Это было начало райского времени счастья.
Коллектив, место работы, структура организации и её деятельность - всё сложилось идеально. Это была самая любимая работа, которая приносила мне больше всего удовольствия.
Зарплата, правда, сущие копейки. Сейчас им зарплату подняли, но и цены с тех пор поднялись в два раза. Так что всё равно считаю оплату труда невысокой.
В то время мне как раз пришлось делать ремонт в квартире в Девяткино. По причине неопытности и невысоких доходов я нашла самого дешёвого и бестолкового мастера, который таких дел мне наворотил...ууу до сих пор разгребаю.
Тогда же впервые воспользовалась рассрочкой, купила недорогую стиральную машину.
Спала на полу и ела, можно сказать, тоже с пола. Но стены были покрашены и мне уже было хорошо. Я не унывала и всегда смеялась.
Удовлетворения от работы было хоть отбавляй. Я занималась действительно полезным делом, понимала, что помогаю людям, а от качества моей работы зависело насколько быстро гражданам удавалось решить свой вопрос. Как оказалось, для меня вопрос полезности занятия - не пустой звук. Наверное, я идейный человек.
После предыдущей работы в галерее получала наслаждение от безмятежности рабочих дней. Наслаждалась коллегами, бумагами, бухгалтерией, отделом кадров, охранниками на входе, возможностью иметь полноценное время обеда в специально оборудованном спокойном помещении - я обожала всё и всех.
Плюсы видела во всём, как вы уже поняли.
Некоторым минусом была лишь зарплата. И ещё предполагаю, что если долго сидеть на одном месте, можно незаметно деградировать в этом спокойствии и безмятежности. Хотя сейчас, после нескольких лет предпринимательской деятельности, я не отказалась бы вернуться обратно и подеградировать.
Ушла с этой работы, когда встретила своего будущего мужа. Мы задумали открыть своё дело. Но плану не суждено было сбыться, так как через несколько месяцев после моего увольнения мы попали в серьёзную аварию, а потом началась пандемия. Город опустел, наш бизнес отложился. Необходимо было срочно искать новую работу.
Если честно, тогда я немного жалела, что так невовремя уволилась с госслужбы.
Работа в банке с юридическими лицами.
Да, я планировала уйти в предпринимательскую деятельность, но отмечала за собой тотальный страх банков и всего, что с ними связано.
Тогда я поняла, что работу искать нужно именно в банке. По моей логике лучшей возможностью победить страх было устроиться в самое логово чудовища.
Устроилась, обучилась всему, что мне было нужно, познакомилась с банковскими продуктами, узнала, какие бывают внутренние регламенты, какие нюансы, как банк оценивает своих клиентов, как выстраивает работу с ними.
На этой работе было много интересных ситуаций и людей. Кстати, примерно в то время обрели особую популярность телефонные мошенники. Много раз была свидетелем того, как мои коллеги из соседнего отдела по работе с физическими лицами спасали женщин от мошенников. Об этом я рассказывала в отдельной статье.
Эта работа спасла меня в тяжёлое время. Зарплата была не особенно высокой, но и я не была слишком продуктивной. Могла бы зарабатывать больше. Но как раз в это время многие болели, сотрудники то и дело уходили на долгие больничные. Я не исключение.
Зато там я познакомилась с интересными женщинами. Заметила, что отлично схожусь с женщинами среднего и старшего возраста, мне нравится слушать их рассказы, делиться чем-то из своей жизни и получать советы. Чаще всего от таких людей веет уютом и спокойствием.
Для меня работа в банке оказалась очень скучной. Чтобы наслаждаться подобной деятельностью, надо любить эту эстетику: рубашечки, точный распорядок дня, планёрки и собрания в честь повышения эффективности, KPI, звонки клиентам. Я, как поняла ещё со времён работы в галерее, не люблю продажи и терпеть не могу навязывать что-то клиентам. Для меня важно знать какую конкретную пользу я несу людям, предлагая им что-то.
Зато после двух последних мест работы я стала асом в любых бумагах, могу быстро разобраться в структуре любой организации, вникнуть в суть работы и приступить к ней. Я не боюсь контактировать ни с государственными учреждениями, ни с банками.
Во время моей работы в банке мы с уже мужем открыли собственную компанию, накопили первоначальный капитал в 60 000 рублей и начали своё дело. Я постепенно теряла интерес к основной работе, всё больше увлекалась задачами нашей фирмы. В конце концов уволилась, съездила отдохнуть, а по возвращению погрузилась в предпринимательство, где нахожусь и по сей день. Но это уже совсем другая история.
Хорошо, что они были
Каждая из моих работ была полезной для моего развития. Когда я разносила листовки, то училась преодолевать стыд, не стесняться общаться с людьми. Мне почему-то было стыдно, что я работаю разносчицей листовок. Это совсем детство.
Когда я работала уборщицей в мебельном салоне, то тоже столкнулась с вопросом стыда за подобную работу. В один день в этот магазин зашла девочка из старшего класса, которая любила задрать нос, посплетничать и пошушукаться. Я пережила эту встречу и подумала ну будь что будет! Здесь важную роль сыграл мой жизненный контекст: наша семья резко обеднела, временами нечего было есть, а до этого в семье привыкли денег не считать. Вроде как мыть полы считалось зазорным. Это было моё детское преодоление чванства.
Наградой в тот же день стыда было знакомство с хозяином салона. Мы разговорились, мужчина меня похвалил, отметил мою сообразительность, рекомендовал прочесть Дину Рубину и послушать Псоя Короленко для всестороннего развития. И почему-то вручил мне триста рублей надбавки за работу. Я недавно вспоминала про этого мужчину, дай Бог ему здоровья.
А когда секретная работа всё же перестала быть секретной, мой школьный друг уверил меня, что стесняться этой работы незачем. О чужом мнении про престижность той или иной работы я больше никогда не задумывалась.
Каждый опыт был полезным. Мне приятно вспомнить о любимых федоскинских миниатюрах, про кобальтовую сетку ИФЗ, банковские документы, кадастровые карты, про всех людей, с кем имела радость познакомиться и пообщаться. Приятно осознавать, что преодолевая стеснение и страхи, я получала огромную поддержку от людей, встречающихся на пути. Вообще люди - это главная ценность.
И удивительно, но навыки от каждой из работ приносят мне пользу и по сей день. Также я не считаю, что работать на какой-то работе может быть зазорно или стыдно.
Любая работа при определённом подходе способствует обретению полезных навыков и превращает человека в работающего винтика большой общественной машины.
А на какой работе вы чувствовали себя полезным человеком или любили коллектив, задачи, место расположения?