Найти в Дзене

«Мне жалко людей, но я все равно ворую их деньги». Как меня обманули мошенники.

Кажется, тема мошенничества настолько на слуху, что уже тошно про это говорить лишний раз. Но я всё же попробую рассказать вам свои истории и истории моих близких знакомых. Считаю это важным, потому что когда ты каждый день видишь огромное количество новостей про посторонних людей, кажется, что это где-то далеко, вряд ли тебя коснётся, и ты ведь совсем не наивный человек. Прежде всего хотела бы оговориться, что я не считаю дураками людей, попавших в мохнатые лапы киберпреступников. Так может рассуждать только циничный человек и то до поры, пока сам не столкнётся с бедой. Свои истории я буду рассказывать открыто, истории знакомых будут максимально анонимными, но многие пострадавшие узнают в них себя. Я и мошенники "Мне надо срочно вывести деньги" Первые столкновения с обманщиками в интернете случились у меня в 2014 году. Тогда это было не настолько серьёзным явлением, нежели сейчас, но всё равно было обидно и непонятно. Однажды мне ВКонтакте написала моя подруга Арина с просьбой перев
Оглавление

Кажется, тема мошенничества настолько на слуху, что уже тошно про это говорить лишний раз. Но я всё же попробую рассказать вам свои истории и истории моих близких знакомых. Считаю это важным, потому что когда ты каждый день видишь огромное количество новостей про посторонних людей, кажется, что это где-то далеко, вряд ли тебя коснётся, и ты ведь совсем не наивный человек.

Прежде всего хотела бы оговориться, что я не считаю дураками людей, попавших в мохнатые лапы киберпреступников. Так может рассуждать только циничный человек и то до поры, пока сам не столкнётся с бедой.

Свои истории я буду рассказывать открыто, истории знакомых будут максимально анонимными, но многие пострадавшие узнают в них себя.

Я и мошенники

"Мне надо срочно вывести деньги"

Первые столкновения с обманщиками в интернете случились у меня в 2014 году. Тогда это было не настолько серьёзным явлением, нежели сейчас, но всё равно было обидно и непонятно.

Однажды мне ВКонтакте написала моя подруга Арина с просьбой перевести на мою карту несколько сотен рублей. Кажется, что это ерунда и бытовое дело, но для этого мне нужно было зачем-то ответить ей на вопрос, в каких банках я имею карточки. Меня это напрягло, я стала в шутку задавать уточняющие личные вопросы, чтобы проверить, что это действительно Арина.

С другой стороны, я понимала, что это немного наивно, так в пользовании у мошенника находится переписка, из которой можно узнать многие факты нашей общей биографии. Естественно, на мой вопрос "Как зовут твою вторую собаку" псевдоАрина дала правильный ответ.

Я была молодая и не пуганая, да и в то время интернет-мошенники ещё не вызывали у меня тотальное чувство мерзости, потому что мы не знали, что это такое, и во что в итоге выльется.

Итак, я решила продолжить переписку, хотя мне уже было кристально ясно, что передо мной мошенник, взломавший мою подругу.

Смотрите, он букву Б заменяет на цифру 6. Странно для подруги, не правда ли?
Смотрите, он букву Б заменяет на цифру 6. Странно для подруги, не правда ли?

Совсем сопляк. Давит на время, что время идёт и подруга якобы спешит. Утверждает, что хочет без комиссии, якобы забота о лишних тратах. Мошенник прямым текстом говорит, что люди в основном не смотрят на то, что написано в СМС.
Совсем сопляк. Давит на время, что время идёт и подруга якобы спешит. Утверждает, что хочет без комиссии, якобы забота о лишних тратах. Мошенник прямым текстом говорит, что люди в основном не смотрят на то, что написано в СМС.

Тут он перешёл на лирику, мол, сам понимает, что делает плохо, но руки вот тянутся. И людей ему жалко. Ну-ну. Я сейчас вспомнила эту историю и мне стало интересно, что теперь с этим человеком? Может быть он теперь один из тех, кто обворовывает людей на миллионы... И я совершенно не верю, что он перестал воровать деньги и приносить людям горе!
Тут он перешёл на лирику, мол, сам понимает, что делает плохо, но руки вот тянутся. И людей ему жалко. Ну-ну. Я сейчас вспомнила эту историю и мне стало интересно, что теперь с этим человеком? Может быть он теперь один из тех, кто обворовывает людей на миллионы... И я совершенно не верю, что он перестал воровать деньги и приносить людям горе!

В чём фишка? На что рассчитывал мошенник? Явно не на перевод 800 рублей. Он рассчитывал на получение кода из СМС. Так бы он вошёл в мой онлайн-банк и украл все деньги.

Никогда не давайте никому коды из СМС и всплывающих уведомлений.

"Возврат долга"

Однажды я передавала своему родственнику деньги через общего знакомого. Договорённость была такая: он даёт эквивалент 5 тысяч рублей моему родственнику в другой стране, а по возвращению в Россию, я ему отдаю эти деньги. Сделано было это, вероятно, для того, чтобы не платить за конвертацию валют, либо именно в тот момент у меня не было возможности срочно перевести 5 тысяч, но вот-вот я должна была получить эти деньги. Скорее всего, как-то так. Я уже не помню.

  • Здесь у меня переписки не сохранились, потому что я вряд ли смогу зайти в Скайп.

И вот настало время, когда знакомый по моим подсчётам уже вернулся в Россию, у меня уже была необходимая сумма, я была готова ему передать деньги. Кажется, была суббота, я вернулась домой из университета и зашла в Скайп (да-да, может быть вы и Скайп помните?).

В Скайпе я увидела сообщение от знакомого "Не могла бы ты занять мне 4 тысячи рублей?".

Я конечно же обрадовалась, что сейчас так вовремя отдам ему долг. Ответила ему что-то вроде: "Так я же тебе должна, давай как раз переведу".

На самом деле аккаунт Скайпа уже был взломан. Произошло совпадение. Я уже общалась с мошенником, не подозревая об этом.

Он воспринял эту информацию с необычайной радостью (наверное, посчитал, что ему повезло попасть в такое стечение обстоятельств), прислал мне номер телефона и попросил отправить деньги на этот счет. Я перевела сумму с чувством выполненного долга.

Затем он попросил у меня ещё 7 тысяч рублей до следующей субботы, якобы, не хватало на какую-то покупку. Я с лёгкостью перевела. Как итог - минус 12 тысяч рублей у студентки в 2015 году. Это была внушительная сумма, на которую можно было бы жить месяц.

Я обратилась в банк с просьбой отозвать перевод, меня отправили в полицию. Много позже я узнала, что никаких отмен переводов не может быть, так как клиент сам, пусть даже обманутый третьими лицами, переводит деньги, вводит код из СМС, чем подтверждает добровольный и осознанный перевод денег.

В полиции я попала к очень душевному следователю, как раз к такому, из-за которого у меня ещё была надежда на полицию, о чём я рассказывала в предыдущей статье.

Следователь меня выслушал, посмотрел переписку и честно сказал, что у полиции пока нет технических возможностей отлавливать подобных преступников. Чаще всего такие мошенники располагаются по запутанным адресам в сети или находятся не в нашей стране.

Так я и осталась без денег. И если честно, совершенно не чувствовала себя дурой. Это было просто стечение обстоятельств. То самое попадание мошенника в яблочко.

Зато я на своём опыте поняла, что никакие переводы я не совершаю больше никому по просьбе в интернете. Если что, лучше перезвоню и удостоверюсь, что денег просит именно мой друг или родственник.

Задавать уточняющие вопросы и пытаться себя обезопасить - не стыдно.

Но это был далёкий 2015-й. Теперь же ситуация изменилась.

Знаете, как у кровососущих паразитов вырабатывается иммунитет на средства борьбы с ними, так же и у кибермошенников появляются всё новые и новые возможности высасывать деньги из людей.

Наше время

Какое-то время назад я работала в одном из крупных банков нашей страны. Начинала с работы в районном отделении, рядом со мной всегда было много клиентов с разными проблемами и задачами.

У меня была коллега, назовём её Вероника, которую знали и любили все местные жители, приходили к ней по разным вопросам, открывали у неё счета, оформляли вклады, снимали пенсию и оплачивали услуги ЖКХ. Всегда приносили какие-нибудь подарочки, оставались поболтать, когда у Вероники было время.

И вот однажды в отделение банка врывается напуганная клиентка Вероники, при этом разговаривает по телефону. Пытается осторожно объяснить, что у неё что-то случилось с накоплениями, какие-то подлые сотрудники нашего банка крадут её деньги прямо сейчас, и ей нужно срочно сделать перевод на безопасный счёт.

Вероника зашла в свою программу, стала смотреть, что происходит со деньгами клиентки, поняла, что с ними всё в порядке, а клиентке звонят мошенники. Тогда она попросила клиентку передать ей телефон и стала разговаривать с мошенниками сама.

Какая наглость! Голос в трубке кричал и давил на Веронику, представлялся сотрудником отдела Собственной Безопасности, угрожал увольнением, если сейчас же не выполнят все требования, не обезопасят счета клиентки. Тогда Вероника передала трубку нашему руководителю. Ситуация повторилась и с ним.

Кажется, что происходящее - абсурд и даже смешно. Что это просто наглость, которая всем набила оскомину в новостях. Но тогда эта ситуация ввела всех сотрудников в ступор: никто ещё не сталкивался с подобным на собственном опыте. Конечно, у нас были инструкции, но такого с клиентами нашего отделения не случалось до сих пор никогда.

Мошенники задействовали всё: давление, угрозы, подменнные номера (они даже позвонили лично начальнику на его рабочий телефон, на котором высветился номер нашего банка). Но суть была знаете в чём?

Суть в том, что мы, сотрудники крупного банка в Санкт-Петербурге, лично были знакомы со всеми сотрудниками Службы Безопасности. При поступлении на работу с каждым из нас лично беседовал один из "эсбэшников". Так что мы точно знали, что это не кто-то из них. Особенно в этом были уверены "старенькие" сотрудники и руководители отделения.

Клиентку спасло то, что она лично знала Веронику, доверяла ей и не купилась на уговоры голоса в телефоне, вроде "сотрудники банка в сговоре с мошенниками".

Эта женщина поступила мудро: пришла в банк, уточнила, всё ли у неё в порядке с деньгами, переключила разговор на сотрудников банка, а они всё уладили. Вероника позвала всё руководство отделения, чтобы все были в курсе происходящего и помогли защитить финансы клиентки.

Спустя время подобные ситуации повторялись, конечно же. Звонили и лично мне, представляясь разными банковскими служащими. Но я придумала такую проверочную фишку для общения с прозвонщиками:

Я всегда в ответ быстро прошу назвать БИК банка, из которого якобы звонит сотрудник. Дело в том, что любой служащий банка при оформлении документов, формировании счетов, выдаче денег и пр. по тысяче раз на дню сталкивается с БИКом своего (и других) банков. Меня можно было будить ночью и задавать этот вопрос, ведь после нескольких месяцев работы в банке я бы ответила, не просыпаясь. Также я знала БИКи и других крупных банков просто по долгу службы.

Эта фишка действительно работает, как первый проверочный этап по идентификации подлинности сотрудника.

Но в любом случае, золотое правило 2015 года остаётся неизменным: мы никогда и никому не переводим денег по требованию незнакомцев.

А если просит друг или родственник, то прерываем переписку и звоним своему другу или родственнику, уточняем, действительно ли ему нужны деньги.

Психологически мошенники действуют так, чтобы ввести нас в волнение: мы беспокоимся за попавшего в беду родственника или голодающего друга. В случае клиентки нашего банка, она беспокоилась за свои накопления. Это нормально. Поэтому не стоит обвинять людей в глупости, ведь они просто испытывают нормальные человеческие чувства и страхи. Необходимо только помнить, что на этих чувствах в последнее время играют преступники.

КиберАд современности

Думаю многие сейчас понимают, как мошенники получают данные о гражданах. С 2014 года и личных точечных просьб о переводе пары сотен рублей утекло много воды. У полиции уже появились механизмы отлова таких преступников, а у самих преступников появилось серьёзное техническое оборудование.

Например, у мошенников появились свои базы, CRM-системы. Это такие программы, в которых аккумулируется вся информация о клиентах, информация о том, что сказал клиент по телефону, чем заинтересовался, а какое предложение отверг. Раньше такие программы были только у банков. А теперь они есть у всех, кто этого захочет. В том числе и у кибермошенников. Мошеннические базы в программах пополняются благодаря "сливам" клиентских баз порядочных компаний.

Предположим, чёрные хакеры взломали базу данных большой российской компании или банка. Ну взломали и взломали, скажете вы. Ан нет! Информация утекает к преступникам, именно по их заказу чёрные хакеры совершили взлом. Таким образом у мошенников в их CRM-системах появляется вся информация о клиентах с ФИО, телефонами, адресами и прочими данными. Мошенники начинают прозвоны с психологическим давлением и редактируют свои базы, обновляя их всё более и более тонкими подробностями.

Кстати, несколько месяцев назад на меня была совершена атака сначала непонятной службой доставки с просьбой забрать посылку на имя Екатерины С., а потом якобы коллекторов, ищущих ту же Екатерину, которые упорно завлекали меня куда-то перезвонить, назвать своё ФИО и дату рождения, раз я не Екатерина. Вы-то понимаете, что я никакая не Екатерина с замысловатой фамилией. Это просто уловка.

Одним словом, мошенники пытались сыграть на моём страхе иметь чужие долги, видимо, хотели обновить свои данные. Звонили по 20 раз в день. Я не брала трубку. Через несколько недель звонки прекратились так же резко, как и начались.

На всякий случай я заказала справку о своей кредитной истории, чтобы убедиться, что у меня нет никаких лишних долгов. Конечно же, никаких долгов у меня не оказалось. Это был очередной развод с попыткой выудить мои данные.

Если вам звонят и говорят, что на вас взяты кредиты или что от вашего имени происходит финансирование экстремистов, то в тот же момент прерывайте разговор - сбрасывайте звонок! Далее заказывайте выписку вашей кредитной истории и проверяйте, есть ли на вас неопознанные кредиты. Если не знаете как проверить, то поищите инструкцию в интернете, обратитесь к сотруднику банка за помощью или напишите мне в комментариях, я отвечу вам как искать кредитную историю. Также обязательно обращайтесь в любое отделение вашего банка и спрашивайте, совершались ли от вас непонятные переводы. Никакого обсуждения ваших дел по телефону с незнакомцами!

В последние годы ситуация в мире совершенно накалилась, у людей в их повседневной жизни появилось всё больше страхов и подозрений. А значит, мошенники могут играть не только на родственных или дружеских чувствах.

Атака на учителей

За последний месяц целых два близких и хорошо знакомых мне человека подверглись нападкам киберпреступников. В одном случае это Мария - умная продвинутая женщина средних лет, во втором - Женя, мой ровесник. Оба учителя. И ещё знаю с десяток ситуаций, которые произошли со знакомыми моих друзей. Тоже учителями или преподавателями университетов. Я расскажу только про первых двух.

Мошенники взломали мессенджеры руководителей школ. Украли у них фотографии профиля, собрали информацию о сотрудниках. Ведь благодаря переписке можно узнать многие подробности, помните, как с моей подругой Ариной и её собаками в 2014 году?

Дальше мошенники начинают играть на чувствах и опасениях современности: измена Родине, финансирование врага, осквернение исторической памяти, шпионская деятельность. Пишут от имени директора или от имени более крупного руководителя, иногда представляются сотрудниками ФСБ и ФНС. Утверждают, что пресекли попытки финансирования врага или какой-то коллега дал показания, что именно этот учитель на своих уроках призывает к диверсиям. То есть они обвиняют человека в переписке или по телефону заведомо так, чтоб он не мог доказать обратного. И делают это очень нагло. Это пугает.

Так, мою Марию удалось развести на очень большую сумму. Больше, чем стоимость машины и квартиры вместе взятых. И эта огромная сумма была взята в кредит.

Мошенники очень грамотно подошли к вопросу обработки Марии, начали давить на самое ценное: семью, работу, чувство ответственности. Они вели её по телефону по нескольким банкам, где она оформляла и оформляла кредиты. Кажется, почему Мария не поступила так, как поступила клиентка нашего банка, доверившись Веронике? Да потому что у Марии просто не оказалось такого сотрудника, которому можно довериться. Это вполне объяснимо. Её запугали сильно-сильно.

Нынешние мошенники не похожи на того юнца из моей переписки. Они пользуются не просто невнимательностью граждан, они уже применяют психологическое и иногда даже физическое давление. Это уже не просто мошенники. Это преступники, и деятельность их похожа на ОПГ. Запугать, надавить, обмануть, обокрасть. Натуральные бандиты из 90-х, только по телефону.

Обычно у учителей не особенно высокая зарплата, такие большие кредиты с ежемесячными платежами 300-400 тысяч им просто не потянуть. Как говорит Мария, в её жизнь сейчас пришло горе.

У Марии была одна жизнь до встречи с мошенниками - спокойная, размеренная, сложившаяся, а теперь стала другой - машины нет, квартиры скоро тоже не будет, а остаток долга ещё и останется. Каково это в 60 лет потерять то, на что зарабатывал и что обустраивал много-много лет?

С Женей такая же ситуация. Точь-в-точь. Тоже взломали аккаунты руководителей, стали писать какую-то ерунду, представляться ФСБ, ФНС, следователями, руководителями, угрожать отстранить от работы. Обратите внимание, как общается мошенник.

Посмотрите, с каким давлением пишет мошенник или мошенница. Она даёт распоряжения, требует и нагло уточняет, было ли жертве всё понятно.
Посмотрите, с каким давлением пишет мошенник или мошенница. Она даёт распоряжения, требует и нагло уточняет, было ли жертве всё понятно.

Конечно же Женя принимает единственное верное решение в этой ситуации - предлагает вызывать повесткой. Далее диалог прекращается. Видимо, это начинающий мошенник, не смог сориентироваться. Но не факт, что на этом всё прекратится.

Лучше бы все, столкнувшиеся с подобным, обращались в полицию на этапе ведения переписки. Вдруг, удалось бы поймать мошенников на живца?

В таких ситуациях есть несколько важных правил:

1. Никакая государственная служба не будет задавать вопросы, вести допрос или предлагать что-либо по Виберу, по Вотсаппу, в Телеграмме или по телефону. Любая государственная служба вызовет на беседу повесткой или в крайнем случае заявится к подозреваемому домой. Либо позвонит сотрудник, с которым вы уже встречались и работали.

2. Никакая государственная служба не будет звонить по телефону и просить помочь им в расследовании, помочь поймать преступников или помочь совершить операцию на живца.

3. Если присылают какие-то документы и постановления, то помните про чудеса фотошопа и возможность подделки любой бумаги или документа. Требуйте предъявления бумаг и постановлений всегда только лично и в стенах госучреждения сотрудником в форме и с удостоверением.

4. Если звонит незнакомый номер и голос в трубке что-то вам предлагает, вы всегда можете быть невежливым и сбросить звонок. Именно такой путь - самый правильный.

5. Не общайтесь с мошенником, не думайте, что вы должны узнать, чем закончится дело, попытаться его переиграть, обхитрить, оскорбить. Вполне возможно, что с вами ведёт беседу психопат, который может посчитать вас личным врагом и начать мстить уже в частном порядке. Сейчас в интернете есть множество простых вариантов, как узнать адрес человека, место работы, номер автомобиля, номер паспорта. Не провоцируйте мошенника, ведь он явно не порядочный и адекватный человек.

В лучшем случае любое сказанное вами слово или голос вашего ребенка, лай собаки, шум автомобиля во время разговора могут явиться дополнительной информацией о вас и позволить мошеннику пополнить свою базу, внести информацию: "Ага, у него есть маленький ребенок, надо давить в следующий раз на это" или "У него есть собака, можно использовать эту информацию, чтобы втереться в доверие".

Всегда помните, что кибермошенник - это такой же преступник, как и маньяк, убийца или грабитель. Он настолько же мерзок, ужасен и опасен. Нельзя держать связь с преступником даже "по-приколу".

И повторюсь, не считайте, что жертвы мошенников - глупые люди. Это не так. Просто на каждого умного человека есть свой преступный подход. Все мы люди. Иначе не было бы так много жертв среди преподавателей, банковских сотрудников, предпринимателей и других сообразительных людей.

Желаю нам всем цифровой безопасности и мудрости!

-5